О том, как судебные приставы-дознаватели расследуют уголовные дела, переданные им в 2008 году из органов милиции, а также о работе приставов, обеспечивающих охрану зданий судов, в интервью РИА Новости рассказал заместитель директора Федеральной службы судебных приставов (ФССП) России, действительный государственный советник юстиции РФ второго класса Владимир Васильевич Воронин. Беседовал Дмитрий Тейбаш.
- Владимир Васильевич, с 1 февраля 2008 года судебные приставы получили право самостоятельно расследовать уголовные дела по семи статьям УК РФ. Сколько сейчас уголовных дел в производстве ФССП и насколько эта цифра выросла с прошлого года?
- Не совсем так, дознание в службе существует уже семь лет - с 2002 года. Так что опыт выявления преступлений и расследования уголовных дел у дознавателей службы имеется. С первого февраля к подследственности службы добавлены еще две статьи Уголовного кодекса. Количество выявленных преступлений и расследованных уголовных дел неуклонно растет: если в 2007 году мы заканчивали порядка 4,5 тысяч уголовных дел в год, то в прошлом году уже 30 тысяч, в этом году только за девять месяцев – 33 тысячи 862. Люди справляются, качество дознания по сравнению с другими правоохранительными органами на высоте…
- Какова динамика по конкретным статьям? В 2008 году, который был объявлен Годом семьи, у вас во много раз увеличилось количество дел по алиментам, в этом году в связи с кризисом – по кредитам…
- Эти дела по 157-ой и 177-ой статьям УК РФ (соответственно: неуплата алиментов и кредиторской задолженности – прим. авт.) были нам переданы с 1 февраля 2008 года из органов внутренних дел. В феврале 2008 года, когда мы приняли их к производству, мы ориентировались на тот уровень, который был у органов внутренних дел. У них было около 30 тысяч уголовных дел, мы примерно на это количество ориентировали наших дознавателей. Естественно, у нас получилось больше, и дело не в том, что кто-то хуже или лучше работает, просто все материалы теперь сосредоточены целиком в Службе.
Если брать алименты, то в прошлом году мы возбудили 25 тысяч 149 дел, в этом - уже 34 тысячи 423 уголовных дела, то есть прирост получается 36,8%. По кредитам прирост очень большой – в прошлом году за этот период мы возбудили всего 93 дела, в этом за девять месяцев – 531 дело, уже получается прирост 470 %. Но, опять же, почему? Когда эти дела нам передали в подследственность, практики по ним почти не было, потому что в милиции большинство таких преступлений квалифицировались по статье 159 (мошенничество – прим. ред.) Уголовного кодекса. Мы сейчас создаем практику по всей России: встречаемся с прокурорами субъектов, с председателями судов – показываем, рассказываем… Общими усилиями это дело сдвинулось с мертвой точки. Плюс в условиях кризиса все это очень актуально. Я думаю, у нас будет и более серьезный опыт, и все задатки к этому есть.
- С органами милиции взаимодействие как-то происходит?
- Взаимодействие было еще организовано при передаче нам уголовных дел, этот процесс прошел безболезненно. В настоящее время с органами внутренних дел у нас помимо текущего взаимодействия есть еще предусмотренное уголовно-процессуальным законодательством – речь идет о розыске скрывающихся преступников. Мы провели в 2008 году ряд рабочих встреч с Департаментом уголовного розыска МВД России, подготовили совместные указания на местах, где были созданы такие же рабочие группы, работа идет нормально. Мы определили в свое время, что мы должны своевременно предоставлять документы для розыска, а органы внутренних дел – своевременно заводить розыскные дела и предоставлять нам сведения… Кто-то из людей скрывается умышленно, а кто-то просто уехал, не предупредив родственников, и этих людей тоже искать надо… Так что такое взаимодействие есть, и оно довольно плодотворно.
- Вы предлагаете передать органам дознания ФССП еще 13 составов Уголовного кодекса (мошенничество, растрата, уклонение от уплаты налогов, самоуправство и т.д. – прим. авт.). С чем это связано и справятся ли с нагрузкой приставы-дознаватели?
- Законодательная инициатива передачи в альтернативную подследственность службы принадлежит группе членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Мы эту инициативу поддерживаем. Нагрузка увеличится, конечно, но не настолько, чтобы мы не справились. Надо только правильно организовать работу. Это вопросы планирования, обучения, подготовки кадров. На сегодняшний день наши дознаватели занимают достойное место среди дознавателей других правоохранительных органов, а по опыту даже где-то превосходят. Поэтому работы мы не боимся, нам это под силу, и, я думаю, мы справимся…
Чем вызвана передача дел… Это можно объяснить по аналогии той же 157-ой статьи (уклонение от уплаты алиментов – при. ред). Возбуждено исполнительное производство, мы работаем - и наступает та стадия, когда нужно решать вопрос о возбуждении уголовного дела. Мы вынуждены были передавать документы в органы внутренних дел – они занимались расследованием этого преступления, а исполнительное производство у нас шло параллельно. Потом они принимали разные решения, нас они не обязаны были информировать, и мы с трудом получали информацию, что дальше с нашим алиментщиком. Речь идет о том, чтобы все было в одних руках.
К примеру, взять ту же 177-ую статью (уклонение от уплаты кредиторской задолженности - прим.ред). Мы возбуждаем дело, ведем дознание, а потом устанавливается, что человек, который брал кредит, не собирался его возвращать никогда – то есть он попросту мошенник, а это уже 159-ая статья (мошенничество) либо 176 (незаконное получение кредита). Эти преступления расследуют органы внутренних дел. Но у нас есть исполнительное производство, решение суда, мы должны его исполнить – естественно, нам это проще сделать, чем кому-либо другому.
- Вчера постановлением правительства был утвержден перечень оружия, которое судебным приставам будет разрешено использовать в своей работе. Как в целом идет проработка вопроса о наделении вашей службы статусом правоохранительного органа?
- Мы сами ждем, когда будет принят закон «О правоохранительной службе в РФ». Точечные моменты мы уже внесли в наш закон «О судебных приставах», и фактически на сегодняшний день наша служба уже выполняет часть функций правоохранительного органа. Это, во-первых, дознание по уголовным делам; во-вторых, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС), которые обеспечивают охрану зданий судов, поддерживают в них общественный порядок, а также предупреждают и пресекают преступления и правонарушения. В соответствии с Федеральным законом «О судебных приставах», они имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие при выполнении служебных обязанностей. В связи с этим в настоящее время внесены изменения в указанный закон, которым предусмотрено прохождение судебными приставами по ОУПДС военно-врачебной комиссии. Однако порядок прохождения такой комиссии только разрабатывается и судебные приставы по ОУПДС при поступлении на государственную службу пока проходят десятидневную специальную подготовку, после которой за ними закрепляется оружие.
- Что касается приставов по ОУПДС, в июле вступили в силу поправки в законодательство, согласно которым они могут проверять документы у граждан на улице, входить в жилые помещения без ведома жильцов, имея на то основания. Насколько широко приставы применяют такие полномочия свои, не было ли жалоб от граждан?
- В соответствии с положениями Федерального закона «О судебных приставах», судебный пристав имеет право проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся только в зданиях и помещениях судов, зданиях и помещениях Службы, а также при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя.
Данное право судебные приставы по ОУПДС применяют при осуществлении пропускного режима в зданиях судов. Есть единичные обращения граждан, касающиеся пропуска в здания судов. Граждане ошибочно предполагают, что судебный пристав не уполномочен производить проверку документов. Вместе с тем, данная процедура осуществляется судебным приставом по ОУПДС на законных основаниях с целью установления личности, но только тех граждан, которые находятся в зданиях, помещениях судов и ФССП России. Хочу отметить, что просто так на улице судебные приставы документы не проверяют. Это право они используют только для установления личности граждан, подлежащих приводу. Как правило, гражданам даются разъяснения, что это осуществляется, в том числе для обеспечения их личной безопасности.
Что касается пропускного режима, скажу, что только за девять месяцев 2009 года приставы ОУПДС пресекли попытки проноса в здания судов более 13 тысяч единиц огнестрельного оружия, более 142 тысяч единиц боеприпасов, около 13,5 тысяч газового и травматического оружия, более 8 тысяч единиц колюще-режущих предметов и около 900 электрошоковых устройств. При этом было задержано более 50 человек, у которых не было разрешения на пронос оружия, либо находившихся в федеральном розыске, что было установлено при проверке документов. Все эти люди переданы в органы внутренних дел.
Так что эта функция, я думаю, тоже применяется достаточно эффективно, но очень корректно. Это не значит, что мы можем всех подряд останавливать, у всех проверять документы, и входить в любое здание беспрепятственно. Это целая процедура, и чтобы такое решение было принято, нужно провести еще очень много мероприятий, направленных на добровольное исполнение того или иного решения.
- То есть речь идет о работе на входе в суды, а не просто где-то на улице…
- Конечно, речь идет об том, чтобы мы могли удостовериться, какой гражданин идет в суд - тем более, что ситуация сейчас видите какая: например, на Северном Кавказе очень напряженная обстановка… Мы готовы к тому, что кто-то из людей будет недоволен, но все это делается в целях обеспечения безопасности всех участников судебного процесса и тех, кто находится в здании суда.
- А что касается круглосуточной охраны судов? В каких-то регионах, если не ошибаюсь, планировалось ввести это в «пилотном» проекте…
- За нами эта функция уже узаконена, но это не значит, что теперь все суды нам надо взять под круглосуточную охрану. Мы посчитали: чтобы это сделать, нам нужно около 60 тысяч судебных приставов по ОУПДС. У нас их на сегодня около 23 тысяч, из них только порядка 8 тысяч занимаются охраной судов. Говоря о круглосуточной охране судов, необходимо отметить, что к этому вопросу мы будем подходить избирательно, точечно, в зависимости от того, какие судебные процессы в суде идут или какая ситуация складывается в отношении того или иного судьи. На Кавказе на сегодняшний день у нас практически все суды взяты под круглосуточную охрану, что согласовано с Верховным судом.
В настоящее время в ФССП России разработан и направлен в территориальные органы Службы алгоритм действий по взятию зданий суда под охрану судебными приставами по ОУПДС в круглосуточном режиме. Чтобы мы могли взять под круглосуточную охрану здание суда, оно должно отвечать определенным техническим условиям: необходимо наличие видеонаблюдения, стационарных металлодетекторов, кнопки тревожной связи, - для того, чтобы облегчить действия приставов по ОУПДС. Это не значит, что мы должны бесконечно увеличивать штат. Очень много председателей судов обращаются к нам с просьбой увеличить штат приставов по ОУПДС, но это невозможно, потому что их численность определяется Указом президента России. В этих случаях мы отвечаем, что готовы пойти навстречу и взять под круглосуточную охрану суд, но при условии обеспечения зданий судов необходимыми техническими средствами.
Вопрос о круглосуточной охране судов обсуждался на очередном совещании межведомственной рабочей группы в августе текущего года с представителями Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Была достигнута договоренность о том, что по ходатайству председателя суда, в случае, когда конкретное здание суда оснащено современными техническими средствами охраны, директор будет принимать решение об охране здания суда в круглосуточном режиме.
- А сколько человек одно здание охраняют?
- Вы знаете, здания судов совершенно разные, все зависит от количества этажей и кабинетов, их технической оснащенности, а также удаленности от отдела судебных приставов. Учитывая все эти обстоятельства, принимается решение о выделении необходимого количества судебных приставов по ОУПДС для обеспечения охраны здания суда.
- А на Кавказе с какого периода здания взяты под круглосуточную охрану?
- Это было сделано не одномоментно: еще 2-3 года назад их стали обеспечивать охраной, постепенно, по мере обращения председателей суда. Директору направлялись документы, и он принимал решения по каждому суду отдельно.
- А сколько всего в вашей службе приставов-дознавателей, сколько по ОУПДС?
- Штатная численность по ОУПДС сейчас 22964 человека, дознавателей – 3230 человек.
- Хватает людей? По Вашему мнению, какое количество приставов - и тех, и других - оптимально для решения стоящих перед службой задач?
- Трудно сказать… Конечно, людей не хватает. У нас есть Указ президента России, который предусмотрел увеличение численности судебных приставов на 20 тысяч, но в силу определенных обстоятельств действие данного Указа приостановлено до 2011 года. Но мы готовы выполнять функции имеющейся штатной численностью судебных приставов, речь идет об оптимизации деятельности ФССП России.
Что касается судебных приставов ОУПДС, то, если ссылаться на нормы нагрузки, установленные приказом Минтруда и Минюста России, нам необходимо около 130 тысяч судебных приставов, но это нереально… У нас всего на сегодняшний день получается около 23 тысяч судебных приставов по ОУПДС. А создавать отдельную армию нет смысла. Поэтому речь идет об оптимизации труда судебных приставов, над этим как раз сейчас мы и работаем.
- Ваша служба, как известно, большое внимание уделяет спорту. Связано ли это как-то со случаями нападений на судебных приставов? Каким видам спорта вы уделяете больше внимания?
- ФССП России уделяется большое внимание физической подготовке и спорту. Физическая подготовка является одним из основных предметов профессиональной подготовки, важной и неотъемлемой частью обучения и воспитания судебных приставов по ОУПДС.
Основной целью физической подготовки является обеспечение необходимого уровня физической подготовленности судебных приставов по ОУПДС для выполнения ими своих служебных обязанностей в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, в целях предотвращения противоправных действий при обеспечении безопасности в судах и совершении исполнительных действий.
В настоящее время судебные приставы принимают активное участие в спортивных мероприятиях ФССП России, а также в соревнованиях Минюста России и Общества «Динамо» по различным видам спорта.
Кроме того, по итогам последнего VI Международного турнира по комплексному единоборству на Кубок Организации Договора о коллективной безопасности «Спецназ мира против террора и наркоугрозы» в общекомандном зачете среди команд правоохранительных органов команды ФССП России заняли первое и третье места, а также все призовые места последнего Чемпионата Минюста России по комплексному единоборству 2008 года.
С 2002 года ФССП России проводит ежегодные Спартакиады. Ежегодно проводятся чемпионаты по комплексному единоборству, которое с 2007 года является ведомственным видом спорта.
- А что он включает в себя?
- Комплексное единоборство содержит ударную и борцовскую техники, то есть имеет прикладное значение, поскольку у нас судебные приставы обеспечивают безопасность судей и других участников судебного процесса, а также участвуют в совершении исполнительных действий, поэтому имеют право на применение физической силы и специальных средств. А сейчас, в связи с принятием постановления правительства Российской Федерации, ФССП России будет развивать этот вид спорта как служебно-прикладной.
- Когда это постановление было принято?
- Постановление правительства Российской Федерации принято 20 августа текущего года и предусматривает развитие в ФССП России четырех служебно-прикладных видов спорта: служебный биатлон, служебное двоеборье, стрельба из боевого ручного стрелкового оружия и комплексное единоборство.