Рейтинг@Mail.ru
"Мону Лизу" да Винчи звали вовсе не Лизой, утверждает историк - РИА Новости, 15.10.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

"Мону Лизу" да Винчи звали вовсе не Лизой, утверждает историк

© Public Domain"Мону Лизу" да Винчи звали вовсе не Лизой, утверждает историк
Мону Лизу да Винчи звали вовсе не Лизой, утверждает историк
Читать ria.ru в
Дзен
Моделью для "Моны Лизы" Леонардо да Винчи, вопреки общепринятой концепции, послужила не супруга купца Лиза дель Джокондо, а Пачифика Брандано, любовница флорентийского правителя Джулиано Медичи, утверждает известный итальянский историк-искусствовед Роберто Заппери.

МОСКВА, 15 окт - РИА Новости. Моделью для "Моны Лизы" Леонардо да Винчи, вопреки общепринятой концепции, послужила не супруга купца Лиза дель Джокондо, а Пачифика Брандано (Pacifica Brandano), любовница флорентийского правителя Джулиано Медичи, утверждает известный итальянский историк-искусствовед Роберто Заппери (Roberto Zapperi) в интервью, опубликованном в четверг немецкой газетой Sueddeutsche Zeitung.

Сведения о настоящем имени Джоконды впервые появились в жизнеописании Леонардо, сделанном Вазари. Однако, убежден Заппери, Вазари руководствовался слухами и рассказами третьих лиц, а не проверенными фактами.

"Отсюда возникла так называемая история Леонардо и некой Моны Лизы, которая лично мне никогда не казалась подлинной. Это литературщина, полностью в духе ренессансной манеры описания картин", - убежден Заппери.

Он подчеркивает, что бесчисленные толкователи, выдвигавшие самые парадоксальные гипотезы о происхождении Моны Лизы (и даже предполагавшие, что картина является замаскированным автопортретом) полностью игнорируют самый ценный источник сведений о процессе создания полотна, а именно: документальное свидетельство о посещении кардиналом Луиджи д'Арагона и его секретарем мастерской Леонардо да Винчи во французском замке Клу.

Согласно документу, описывающему встречу кардинала и живописца, которые были давно и хорошо знакомыдруг с другом, Леонардо показал гостю "множество своих манускриптов и только три полотна, одно из которых ныне висит в Лувре".

"Леонардо сказал, что написал этот портрет по заказу Джулиано Медичи. Секретарь кардинала записал эти слова (да Винчи)", - отметил Заппери, подчеркнув, что любой исследователь произведения искусства в своих дальнейших изысканиях должен отталкиваться от имени заказчика.

"Только так можно выяснить все обстоятельства появления на свет того или иного живописного полотна", - считает ученый.

Некоторые искусствоведы и до Заппери обращали внимание на запись секретаря кардинала, но склонялись перед авторитетом Вазари и отказывались от углубленных исследований.

Будучи не просто искусствоведом, но еще и историком, Заппери решил опираться исключительно на факты и на их основании пришел к выводу, что на портрете изображена единственная женщина, оставившая глубокий след в жизни любвеобильного Джулиано Медичи (1479-1516) - Пачифика Бранданo (Pacifica Brandano), которая родила ему сына Ипполито, впоследствии - известного мецената и кардинала.

"История Пачифики подтверждена документами, включая запись о рождении ребенка", - отметил исследователь, тогда как якобы изображенную на портрете "Мону Лизу", то есть супругу флорентийского торговца шелком Лизу дель Джокондо, заказчик вообще никогда не встречал.

По версии Заппери, портрет Пачифики был заказан Джулиано Медичи для узаконенного им позже внебрачного сына, жаждавшего увидеть мать, которая к этому времени уже умерла. При этом, по мнению искусствоведа, заказчик, по обыкновению, оставил за Леонардо полную свободу действий.

"Он (художник) мог написать как бы идеальный образ матери", - считает Заппери.

К моменту завершения портрета в 1516 году Джулиано Медичи уже умер, а его 4-летний сын Ипполито был слишком мал, чтобы забрать полотно, поэтому да Винчи, ставший придворным живописцем французского короля, забрал свое творение с собой.

Заппери подтвердил, что есть данные о сделанных Леонардо в 1503 году набросках с супруги флорентийского торговца шелком Лизы дель Джокондо, в частности, известная женская головка. В то время художник, по его словам, нуждался в деньгах и взялся за "столь незначительный заказ", но, портрет так и не был написан.

Как считает автор исследования, висящий в Лувре портрет женщины с загадочной улыбкой не должен больше именоваться "Мона Лиза", зато "Джоконда", по его мнению, подходит творению великого Леонардо как нельзя лучше. Но не как фамилия итальянской купчихи, а как суть этого слова - в переводе с итальянского La Gioconda означает "Улыбающаяся".

Роберто Заппери - знаменитый исследователь итальянских архивов и автор многих книг по искусству, считается лучшим из ныне живущих знатоков эпохи Ренессанса, пишет издание. На основе архивных изысканий и единственного документально подтвержденного высказывания самого Леонардо да Винчи по поводу "Джоконды" искусствовед воссоздал историю появления одного из самых великолепных творений итальянской портретной живописи. Это исследование Заппери выйдет в мюнхенском издательстве C.H.Beck-Verlag в начале 2010 года.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала