МОСКВА, 15 окт - РИА Новости. Развитие инфраструктуры, необходимой для увеличения экспорта российского зерна к 2015 году до 40 миллионов тонн в год, требует инвестиций в размере не менее 100 миллиардов рублей, говорится в сообщении аналитического центра "Русагротранс", который провел исследование потребностей России в модернизации инфраструктуры зернового экспорта.
В начале октября глава Минсельхоза РФ Елена Скрынник сообщала, что Россия в течение 10-15 лет может повысить валовой сбор зерна до 120-125 миллионов тонн в год, что позволит обеспечить стабильный ежегодный экспорт в 40-50 миллионов тонн. Позднее, 13 октября, было опубликовано поручение президента РФ, которое предусматривает разработку программы развития инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка.
В прошлом сельскохозяйственном году Россия экспортировала 22,4 миллиона тонн зерновых. Увеличению этого объема мешает нехватка мощностей по хранению зерна в точках его производства, дефицит терминалов в крупнейших портах, и недостаток вагонов для транспортировки.
Порты и элеваторы
"Крупнейшие инвестиции потребуются для строительства новых элеваторов. Дефицит мощностей для хранения зерна в точках его производства на 2009 год составляет минимум 18 миллионов тонн, в том числе на юге России, в центральном Черноземье, Поволжье и в Западной Сибири. Этот дефицит может быть покрыт за счет модернизации минимум 110 элеваторов в этих регионах стоимостью около 8,5 миллиарда рублей, а также за счет строительства не менее 70 новых элеваторов общей мощностью 7 миллионов тонн и стоимостью 41,5 миллиарда рублей", - говорится в сообщении "Русагротранса".
Также, по данным аналитиков, ко всем реконструированным и построенным элеваторам необходимо подвести железнодорожную инфраструктуру, что потребует инвестиций в размере более 10 миллиардов рублей.
"Вторая по размеру строка необходимых инвестиций - расширение портовых мощностей. Недостаток мощностей по перевалке зерна в крупнейших российских портах составляет порядка 17 миллионов тонн в год. В том числе на юге России не хватает мощностей на перевалку 12 миллионов тонн в год, на Дальнем Востоке - мощностей на перевалку 5 миллионов тонн в год", - добавляется в сообщении.
Покрыть этот дефицит можно за счет строительства двух новых терминалов на юге России и одного - на Дальнем Востоке. Расчетная стоимость строительства трех терминалов, включая подведение железнодорожной инфраструктуры, составляет порядка 19 миллиардов рублей в ценах 2009 года, продолжают аналитики "Русагротранса".
Железнодорожные перевозки
Кроме того, серьезных вложений требует расширение вагонного парка. На данный момент в России насчитывается более 32,5 тысячи вагонов-зерновозов, из которых только 26 тысяч используются для перевозки зерна. Из них до 2015 года не менее 20 тысяч будут списаны и потребуют ремонта либо замены, и лишь 6 тысяч останутся пригодными для перевозок. Средняя стоимость нового вагона-зерновоза на август 2009 года составляет около 1,5 миллиона рублей.
"Для обеспечения экспорта зерна на уровне 40 миллионов тонн в год к 2015 году России в приобретение и ремонт вагонного парка по перевозке зерна потребуется вложить не менее 20 миллиардов рублей в ценах текущего года", - говорится в сообщении.
Эти вложения помогут России не только сформировать два полноценных коридора экспорта зерна: южный и восточный, но и занять устойчивые позиции лидера по экспорту пшеницы на мировом рынке, конкурируя наравне с США и Канадой, подчеркивают аналитики.
ЗАО "Русагротранс" - крупнейший российский инфраструктурный железнодорожный оператор в сфере перевозки зерновых грузов.