Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
На первый взгляд, результаты прошедшего в Пекине совета глав правительств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) не так уж и грандиозны. На каждое из принятых там экономических решений можно дать длинное примечание, показывающее, что именно экономическое сотрудничество шести стран-членов ШОС (Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан, Узбекистан) развивается медленно.
Здесь надо напомнить, что ШОС проводит в год по два саммита. На первом, летнем, президентском, речь идет об общей политике и безопасности в Центральной Азии, а на втором, осеннем, премьерском - об общей экономической деятельности. Причем центр тяжести давно уже смещается к экономике.
Так вот, шесть глав правительств, заседавшие под картиной гор, подсвеченных розовым утренним солнцем, произнесли по речи и подписали пакет соглашений. Все соглашения касаются продвижения идей, давно уже обсуждаемых «шестеркой» - то есть таких проектов, которые нужны для развития торговли и бизнеса во всем регионе, и в которых так или иначе участвуют если не все, то большинство членов ШОС.
Например, Деловой совет и Межбанковское объединение ШОС договорились о создании единой базы инвестиционных проектов, куда войдет около 35 проектов на общую сумму 6 миллиардов долларов. И это хорошо, но, во-первых, база не означает, что началась работа над проектами, а во-вторых, помнится, еще года три назад в списках ШОС значилось сотни две проектов, а не 35.
Еще премьеры договорились о создании «механизма мониторинга экономической ситуации в регионе», но это - всего лишь удобная форма отчетности для проведения очередных заседаний типа нынешнего, прошедшего в Пекине.
В общем, повторяется опыт прототипа ШОС - похожей организации для Юго-Восточной Азии, АСЕАН, которая всерьез не смогла осуществить намеченные первоначально региональные проекты. Зато ей удалось создать общую механику регионального сотрудничества ранее ссорившихся стран, между которыми бизнес работает все активнее и все с большим успехом, но как бы сам по себе, а не в рамках весьма многочисленных заседаний бюрократии АСЕАН.
Вот и сейчас в том же Пекине произошло несколько событий, формально не имеющих отношения к премьерскому саммиту ШОС, но очень прямое отношение к экономике Центральной Азии. Каждый из глав правительств параллельно работал еще и по программе визита в страну-хозяйку Китай. И, допустим, премьер Казахстана Карим Масимов обсуждал там китайский заем для финансирования проектов казахстанского производителя меди «Казахмыс», а это, возможно, полтора миллиарда долларов. Имеет это отношение к ШОС? Формально нет, а реально - очень даже, в том числе и потому, что без этой организации климат сотрудничества в регионе был бы иным.
Или - подписанный в Пекине российско-китайский, тоже двусторонний проект между Роскосмосом и его китайскими коллегами. Часть которого - создание системы космической связи для всех стран ШОС.
Можно вспомнить, как лет десять назад Китай ощущал себя новичком в Центральной Азии и рассчитывал там на помощь Москвы. А сейчас две страны работают в регионе вместе и видят взаимодополняемость интересов, в политике и бизнесе. Хотя в Москве было много «патриотов», морщившихся - китайцы вытеснят русских с местных рынков. Сейчас понятно, что вытеснять нечего - потребительские товары Россия не очень-то экспортирует.
Сегодня главная интрига ШОС - это смогут ли ее «великаны» - Китай, Россия и Казахстан - все-таки вовлечь в сотрудничество три остальные страны. Это сложно, потому что за 90-е годы те научились не любить друг друга. И, например, проекты России с Киргизией и Таджикистаном по созданию необходимых им гидроэлектростанций встречают активное сопротивление Узбекистана - ведь в этом случае соседи будут держать в руках не просто верховья узбекистанских рек (что и сегодня факт), а всю экологию страны.
Недовольство Россией или кем-то еще малые страны ШОС научились выражать в форме заигрываний с ЕС или США. И сейчас уже Россия нуждается в Китае, чья мощная экономика служит магнитом для всех стран региона и удерживает их от крайностей. Заметим, центральноазиаты дружно проигнорировали недавний саммит СНГ в Кишиневе - первый такой случай! Потому что ресурсов России не хватает для поддержания на плаву всего СНГ в дни кризиса. А вот в Пекин они все приехали, потому что у ШОС такие ресурсы более очевидны. Может быть, надо создать два СНГ - восточный и западный, во втором найдя кого-то на роль Китая?
Попросту говоря, вместе две наши страны успешно делают единую экономическую зону в Центральной Азии. Поодиночке не смогли бы.
Региональная экономика всегда означает одну зависимость на всех. Пример тому - российско-китайские проекты, которые подписывал в Пекине Владимир Путин (представлявший Россию и на премьерском саммите ШОС). По его оценке (данной в интервью агентству Синьхуа), две страны подписали 20-летнее соглашение о поставках в Китай российской нефти, заканчивают в следующем году для этого нефтепровод от Сковородино до Дацина. А также начнут прокладку двух газопроводов, которые начнут поставки газа в Китай «между 2014 и 2015 годом». Вдобавок Россия и Китай еще раньше выработали политику, которая привязывает Китай к прочим источникам российской энергии, делает его зависимым от российского Дальнего Востока. И решает этим часть проблем региона, населенного всего 3 с лишним миллионами человек - при таком ресурсе рабочей силы экономику не построишь.
Точно так же создается зависимость Китая от Казахстана (и Туркмении) с их нефтью, и зависимость вообще всех стран Центральной Азии друг от друга. Только такая зависимость и создает ощущение общего региона, одного на всех. Так что в высоком смысле экономическая идеология ШОС работает очень неплохо.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции