В следующем году в школах 18 регионов России стартует эксперимент по введению духовно-нравственных дисциплин: основ четырех российских религий, основ мировых религий и светской этики по выбору учащегося. О том, как может быть организовано преподавание светской этики, в интервью РИА Новости рассказал начальник инспекции контроля расходов федерального бюджета на науку и образование Счетной палаты РФ, заведующий кафедрой истории Церкви исторического факультета МГУ имени Ломоносова Вениамин Симонов.
- Вениамин Владимирович, как Вы относитесь к попытке возродить в школах духовно-нравственное воспитание?
- Эта правильная идея. В 1990-х годах оказалось, что школа, возникшая изначально как образовательный и воспитательный институт, вторую функцию утратила. А ведь еще наши предки закладывали в процесс общения ученика и наставника передачу не только информации, но и навыков поведения в обществе. Как результат мы имеем рост преступности и аморальный бизнес. Есть мнение, что нынешний кризис стал результатом безответственного поведения «молодого» бизнеса, который думает только о текущих бонусах и забывает об ответственности перед обществом. Однажды я спросил своих студентов: «Убьете ли вы человека ради выгоды?» Один молодой человек ответил: «Да». Он не пытался эпатировать публику, просто высказал свое мнение.
- В чем, на Ваш взгляд, должно заключаться содержание курса «светская этика»? Будет ли он противопоставлен оставшимся пяти курсам, посвященным основам религий?
- Сложно сказать, что конкретно будет в пособии, потому что у нас нет ни одной диссертации на тему светской этики в школе, полностью отсутствует научная и практическая база. Сейчас, пока не ясен смысл предмета, который мы собираемся преподавать, кроме как историей и литературой мы его ничем не наполним, а значит, этот курс должны составлять историки и словесники.
Даже наши академики не могут разобраться в том, что означает слово «светская». Пытаются заменить его на «атеистическая», что лично меня приводит в недоумение. Атеизм - это та же религия, только со знаком «минус». Светскость отнюдь не идентична атеистичности. Вспомните английские университеты, при которых обязательно действует церковный студенческий хор. Посещение часовен там воспринимается как общественно значимое дело, петь в хоре считается почетной обязанностью, даже поощрением. Утрачивается ли от этого светский характер образования? Кажется, что нет.
Когда мы объясняем ребенку стандартные правила поведения человека в обществе – «не убивать», «не красть», то также не можем избежать заповедей. Поэтому давайте оставим узко церковные нормы в покое, но не будем убирать религию как охранительницу этики.
- Если взрослые не могут разобраться в этом вопросе, что говорить о четвероклассниках?
- В том-то и проблема. Ведь получается, что ребенок 10-11 лет должен понять, что такое «этика», что такое «светскость», да еще и объединить оба эти понятия.В четвертом классе мы проходили историю СССР как часть русской истории. В девятом, вернувшись к этому курсу, мы начали штудировать его заново. Просто все, что рассказывается в младшей школе, подвержено абсолютному вымыванию из детского мозга – слишком много информации школьник получает после этого. Остается только впечатление от урока и от учителя. Пусть любой методист, которому сейчас поручено составлять учебник, вспомнит себя хотя бы в восьмом классе, вспомнит, с каким «удовольствием» он читал «Евгения Онегина». Это была ненавистная книжка. Так что обучать теории нравственности нужно тогда, когда ребенок готов к этому.
- Когда в таком случае можно давать знания о нравственности?
- Хоть с детского сада, но не в виде отдельного урока, а на примерах. Вспомните, как раньше классные руководители ненавязчиво объясняли, что маму надо любить, учителя уважать, старшим помогать, Родину защищать. Если ребенок будет впитывать подобную информацию с самого начала, то к старшим классам он будет способен к систематизации полученных ощущений и впечатлений.
Возрождение воспитательной функции школы, на мой взгляд, начинать надо с учителя, который своим примером и действиями будет готовить школьников к нравственной жизни. Поэтому сначала нужно провести переподготовку кадров, заставить учителя понять важность духовно-нравственного возрождения детей. Только после этого разработать компоненты этики в каждом предмете на протяжении всего школьного обучения, а в 10-11 классах ввести ее как отдельный предмет для систематизации знаний. 45-минутый урок, после которого дети забывают про этику и бегут на физкультуру, проблему не решит.
Зазубренные нормы поведения - это отнюдь не внутреннее «я» человека. Одно дело, когда ты не убиваешь, потому что боишься наказания, - такое поведение не имеет отношение к морали и нравственности. Другое - когда ты своим внутренним миром ощущаешь ценность чужой человеческой жизни. Цель школы - воспитывать такое убеждение.
Материал подготовила Ольга Криволуцкая (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости