МОСКВА, 13 окт - РИА Новости. Гвинея уточнила требования к ОК "Русал". Власти страны намерены требовать с компании 1 миллиард долларов в рамках дела о приватизации боксито-глиноземного комплекса Friguia, пишет во вторник газета "Коммерсант".
Гвинейский суд уже обязал "Русал" вернуть комплекс в госсобственность, но это решение не вступило в силу. Теперь Гвинея хочет подать новый иск - уже о денежной компенсации. Но юристы полагают, что власти страны не смогут взыскать деньги с российской компании даже в случае поддержки требований судом, а эксперты по региону называют требования Гвинеи "видимостью угрозы".
Правительство Гвинеи планирует предъявить ОК "Русал" иск на сумму 1 миллиард долларов, сообщил "Коммерсанту" министр горнодобывающей промышленности страны Мамуд Тиам. "Иск основан на целом ряде причин - нарушения в налоговой сфере, завышение расходов и так далее,- пояснил чиновник.- Что касается суммы иска в 1 миллиард долларов, то о ней "Русалу" сообщалось еще несколько месяцев назад". В сумму включены 750 миллионов долларов неуплаченных налогов и роялти, добавил министр. Когда именно будет подан иск, он уточнить не смог. Ситуация должна стать более определенной на следующей неделе, по итогам встречи "Русала", гвинейских чиновников и сотрудников Friguia в Париже. На встрече будет обсуждаться "дальнейшая судьба завода", уточнил Мамуд Тиам.
Friguia включает бокситовый рудник, глиноземный завод, железную дорогу и другие объекты инфраструктуры. Выкуплен "Русалом" в 2006 году. Тогда на комплексе добывалось 2,2 миллиона тонн бокситов и производилось 700 тысяч тонн глинозема в год. В связи с кризисом производство было снижено до 350 тысяч тонн, но в августе завод вышел на полную мощность.
В начале сентября гвинейский суд предписал вернуть Friguia в госсобственность, решив, что актив был приобретен "Русалом" по заниженной стоимости. Комплекс был выкуплен российской компанией в 2006 году за 19 миллионов долларов, тогда как независимые консультанты, нанятые властями весной 2009 года, оценили его в 257 миллионов долларов. "Русал" подал апелляцию в суд Гвинеи и готовится к подаче встречного иска во Франции. "Русал" может обратиться в парижский арбитраж в течение года, но только если это предусмотрено договором, говорит руководитель практики "Арбитраж, конфликты судебные споры" юридической компании "Вегас-Лекс" Андрей Корельский.
Но власти Гвинеи параллельно обвинили "Русал" в недоплате налогов, роялти и невыполнении ряда других обязательств. По словам Мамуда Тиама, в результате компания оказалась должна Гвинее 750 миллионов долларов. Уточнение суммы до 1 миллиарда долларов, говорит министр, объясняется якобы завышенной стоимостью расходов, которые компания вложила в проект. Ранее "Русал" говорил, что за время работы вложил в Гвинею порядка 400 миллионов долларов. Министр уверяет, что власти страны будут требовать от компании компенсацию, даже если Friguia будет возвращен государству.
В "Русале" ситуацию не комментируют. Судьба Friguia должна была обсуждаться в ходе визита гвинейской делегации в Россию с 5 по 7 октября, но визит был отменен. Представитель Института Африки РАН Вадим Зайцев уточняет, что переговоры состоялись, но неофициально. "В условиях международной изоляции Гвинеи российская сторона посчитала не афишировать встречу, но, насколько мне известно, точки для диалога были нащупаны",- отметил эксперт, не уточняя, о чем именно договорились стороны.
Африка всегда считалась зоной повышенного риска для инвестиций, продолжает Вадим Зайцев. Проблемы с властями у иностранных инвесторов там возникают регулярно из-за частой смены власти. "За попытками национализации предприятий, как привило, скрывается стремление новой власти доказать свою любовь к народу. Думаю, не стоит серьезно оценивать намерения гвинейской власти, судя по всему - это лишь видимость угрозы, чтобы доказать серьезность своих намерений своему народу и всему миру",- считает эксперт. Партнер Baker & McKenzie Сергей Войтишкин добавляет, что Гвинея вряд ли не сможет взыскать с "Русала" 1 миллиард долларов и, максимум, конфискует активы компании в стране. Чтобы судебное решение распространялось на другие активы компании, поясняет юрист, гвинейский суд должен быть признан на международном уровне.