Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Спасение АвтоВАЗа: план в обмен на деньги

© РИА Новости / Екатерина Долгова / Перейти в фотобанкВице-премьер правительства Игорь Шувалов посетил Тольятти, где провел переговоры с представителями автоконцерна, профсоюзами и местными чиновниками
Вице-премьер правительства Игорь Шувалов посетил Тольятти, где провел переговоры с представителями автоконцерна, профсоюзами и местными чиновниками
Власти РФ ищут способ удержать на плаву гиганта отечественного автопрома - АвтоВАЗ. Вчера вице-премьер правительства Игорь Шувалов посетил Тольятти, где провел переговоры с представителями автоконцерна, профсоюзами и местными чиновниками. Итогом визита стало заявление вице-премьера о том, что у российского автогиганта хорошие перспективы.

Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.

Власти РФ ищут способ удержать на плаву гиганта отечественного автопрома - АвтоВАЗ. Вчера вице-премьер правительства Игорь Шувалов посетил Тольятти, где провел переговоры с представителями автоконцерна, профсоюзами и местными чиновниками. Итогом визита стало заявление вице-премьера о том, что у российского автогиганта хорошие перспективы. Но чтобы они реализовались, АвтоВАЗу надо хоть как-то свести концы с концами - у компании многомиллиардные долги, склады затоварены нереализованной продукцией, объемы продаж продолжают падать.

Деятельность автоконцерна может быть прибыльной при объеме продаж порядка 600 тыс. автомобилей в год, но с января по сентябрь АвтоВАЗу удалось реализовать лишь около 270 тыс. машин. И вряд ли предприятие за оставшиеся три месяца продаст свыше 300 тыс. авто. Тем более, что динамика продаж вновь отрицательная - в августе было продано 29,1 тыс. машин, в сентябре - 28,1 тыс. (притом, что произведено почти 30 тыс. машин). А по итогам года компании прочат убыток в размере свыше 30 млрд руб.

Единственный способ удержаться на плаву для АвтоВАЗа - сократить персонал и освободить завод от непрофильных активов, иначе говоря снять с него социальную нагрузку, ведь расходы на «социалку» входят в стоимость автомобиля. Кроме того, заводу необходимо реструктурировать долги, которых накопилось на 42 млрд руб.

Напомним, в конце сентября руководство АвтоВАЗа заявило о намерении сократить около 30 тыс. сотрудников. Логика в этом есть - производственные площадки зарубежных конкурентов при примерно вдвое большей производительности имеют в несколько раз меньший штат сотрудников. Но российские власти против массовых увольнений, которые чреваты социальным взрывом. Минздравсоцразвития одобрило увольнение лишь 5 тыс. человек, да и тех в перспективе предполагается перевести на одно из дочерних предприятий компании.

Не дав добро на сокращение персонала, чиновники пообещали АвтоВАЗу помочь разобраться с долгами и снять с предприятия социальную нагрузку. Как сообщил в ходе визита в Тольятти Игорь Шувалов, правительственная комиссия уже рассматривает планы передачи 17 социальных объектов предприятия в муниципальную и федеральную собственность в 2010 году. На эти цели может быть потрачено 1,8 млрд руб.

Обсуждается вопрос о финансовой помощи автоконцерну, который к уже полученным в форме беспроцентной ссуды 25 млрд руб. запросил еще 70 млрд руб. Правительство готово поддержать автогигант бюджетными деньгами. Каким образом - пока не решено. Возможно, будет проведена допэмиссия АвтоВАЗа, а госкорпорация «Ростехнологии» получит несколько миллиардов рублей на покупку акций компании, или автоконцерну разрешат конвертировать долг перед «Ростехнологиями» в акции.

Кроме того, как сообщил в ходе заседания правительственной комиссии по обеспечению устойчивости развития российской экономики, рассматривавшей ситуацию в отечественном автопроме, глава «Сбербанка» Герман Греф, банк готов принять участие в финансовом оздоровлении АвтоВАЗа. Кстати, и один из крупных акционеров АвтоВАЗа, французский Renault, тоже готов помочь российскому предприятию. «Они подтверждают, что готовы серьезно инвестировать в развитие АвтоВАЗа и предоставить для развития АвтоВАЗа самые современные серьезные технологии», - сообщил Игорь Шувалов в ходе визита в Тольятти.

Правда, во всех случаях помощь увязывается с предоставлением самим АвтоВАЗом детального бизнес-плана по выходу из кризиса и программы реструктуризации предприятия. Французы, к тому же, не против увидеть и план по оптимизации персонала.
Опасения инвесторов понятны: АвтоВАЗ уже получил от государства десятки миллиардов рублей, но это не помогло предприятию преодолеть кризисные явления. Как не помогли введенные правительством заградительные пошлины на ввоз в Россию подержанных иномарок или запущенная весной 2009-го программа льготного кредитования при покупках российских автомобилей.

Собственно, на днях АвтоВАЗ признал, что в проблемах компании виноваты не подержанные иномарки - она сама. В докладе, подготовленным руководством предприятия, признается - завод выпускает машины «чрезвычайно низкого» качества, у него нет современных конструкторских технологий, конкурентоспособных разработок и ноу-хау, а сроки и затраты на разработку новых моделей значительно больше чем у конкурентов. Что ж, признание собственных пороков - первый шаг к их искоренению. Готов ли АвтоВАЗ сделать последующие шаги, станет ясно после того, как будет представлен план реструктуризации концерна, который, по словам главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, должен быть готов к 10 ноября текущего года.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала