Рейтинг@Mail.ru
Ментовские войны на телеэкране и в жизни. Разница – небольшая - РИА Новости, 09.10.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ментовские войны на телеэкране и в жизни. Разница – небольшая

Читать ria.ru в
Дзен
Сериалов из жизни правоохранительных органов так много мелькает в эфире, что их уже не воспринимаешь по отдельности, не отличаешь друг от друга. Их герои – следаки, сыскари, криминалисты, прокурорские работники, судопроизводители – персонажи с общим выражением лиц.

Блог автора

Сериалов из жизни правоохранительных органов так много мелькает в эфире, что их уже не воспринимаешь по отдельности, не отличаешь друг от друга. Их герои – следаки, сыскари, криминалисты, прокурорские работники, судопроизводители – персонажи с общим выражением лиц. С тем же выражением – майор Евсюков, дело которого будет передано в суд. Но это уже – жизнь.

Потому, как было не заметить с не общим выражением на лице улыбчивого и даже смешливого сотрудника ОВД Пятницкого района города Москвы Сергея Глухарева из сериала «Глухарь».

И как-то сразу стало понятно, сам сериал надолго. Так оно и вышло. В этом сезоне последовало продолжение, встреченное телезрителями с энтузиазмом – рейтинг под 10% и выше, доля – за 30%. На прошлой неделе оно было прервано. Разлука будет недолгой – весной он вернется. Плюс к этому в кинопрокат выйдет полнометражный «Глухарь» -  фильм с отдельным самостоятельным сюжетом, но с теми же героями.
Такие спарринги не часто встречаются в художественной практике экранных искусств. (Я не имею в виду «12» и «Адмирал» - произведения, представленные на киноэкранах и в телеверсиях; в них просто разжижение полнометражного фильма, размазывание манной каши по большой тарелке. А в данном случае, речь о сгущении сюжетного действа сериала). Так было с «Сексом в большом городе».  Наверняка, есть и другие примеры, которые обыкновенно свидетельствует о попадании авторов в точку и с героями, и с мотивами.
«Точкой» в подобных случаях надо считать массовые представления о тех или иных актуальных проблемах и о возможных путях их одоления. И еще о человеческих свойствах тех героев, что олицетворяют собой эти проблемы.

Глухарь – то самое олицетворение. Узнаваемое и обнадеживающее. Он кулаками разводит чужие беды и не слишком задумывается над своими проблемами. Не дурак – выпить и подзаработать, помочь убогому, готов растрясти толстосума. Предан в дружбе, не очень аккуратен в службе, выразителен во вражде, легок в общении и т.д.

Главное чуть не забыл: на примере его повседневной милицейской работы нельзя преподавать гражданам РФ основы правовой культуры, образцов которой, впрочем, не так уж много и в реальности. Опять вспомним Евсюкова, а далее у каждого – свой опыт общения с милицией.

***

Надо бы уже смириться с той несомненной данностью, что сериальное мыло, независимо от своих художественных свойств – это своего рода индикатор ощущений среднестатистического гражданина. Это и термометр, фиксирующий градус индивидуального самочувствия, и барометр, показывающий давление на индивида атмосферы общественных умонастроений.

Популярность в конце 80-х годов латиноамериканской мыльной оперы типа «Богатые тоже плачут» и «Просто Мария» как нельзя вернее свидетельствовала о характерном для того времени синдроме лотерейного счастья. С началом перестройки советские граждане жили ожиданиями того, что удача как манна небесная свалится им на голову. Потом более популярным на какое-то время стало североамериканское мыло, где уже превалировала более активная социальная позиция: легендарная «Санта-Барбара», менее популярные «Даллас», «Династия», «Молодые и дерзкие», «Дерзкие и красивые» и т.д.

Американская Золушка уже не могла ждать принца ни от природы, ни от судьбы, ни от государства, она без всяких там фей брала бога за бороду, быка за рога и добывала свое счастье, а затем его приумножала. 
По мере того, как наше общество обуржуазивалось, социально трансформировалось, менялись и пристрастия телезрителей. Их симтомом стал лицензионный ситком «Моя прекрасная няня», списанный с американской «Няни». Триумф украинской гастербайтерши Вики Прутковской, весело и непринужденно женившей на себе столичного продюсера, был встречен молодой аудиторией развлекательного телеканала СТС с таким энтузиазмом, что сомневаться в социальном оптимизме самой аудитории не пришлось.

Жизнь граждан РФ в ХХI веке стремительна и богата социальными потрясениями. Она течет от увлечения финансовыми пирамидами к жестокому отчаянию по случаю их крушения, от легкой эйфории в середине 90-х годов к обвальному дефолту в 98-м, от взлета нефтяной конъюнктуры к мировому финансовому кризису. И как ни странно, сериальная телепродукция умудряется так или иначе отразить смены общественных умонастроений.

Отразить, разумеется, по-своему, на своем птичьем языке. «Моя прекрасная няня» еще собирала под свои знамена все новых и новых поклонников, когда на вершины рейтингов взобралась драмеди «Не родись красивой» - тоже лицензионный проект. Здесь в героинях совсем другая золушка.

Та золушка, что хотя и попадает на «бал», то есть на работу в преуспевающее модное агентство «Зима – Лето» - ей бы радоваться жизни. Но она чувствует себя безнадежным аутсайдером как в личной жизни, так по части службы. В конце концов, девушка, не родившаяся красивой, все-таки, ею становится. Сериальная сказка, впрочем, не об этом. Она о чувстве реванша, с которым идет по жизни героиня, и, которое смакуется с наслаждением и упоением в особо изощренной форме. Именно этот сюжетный мотив, а вовсе не волшебное преображение замарашки в писанную красавицу, захватил телезрителей более всего. То был знак, что и в разных слоях общества идея реванша стала господствующей.

Теперь она по преимуществу отыгрывается на другом жизненном материале – на сюжетах связанных с правоохранительной системой, и замешанных на ее повседневной практике. Она в данном случае более, чем что-либо еще, фокусирует мотивы несправедливости, беззакония. Она же ко всеобщему удивлению стала полем битвы между Законом и… Справедливостью.

Не знаю, как в реальности дело обстоит с этой проблемой. Ничего не могу сказать, как функционирует ОВД Пятницкого района города Москвы, но, судя по многочисленным криминальным сериалам и в частности по   «Глухарю», - неважно.

Еще сравнительно недавно детективный жанр на экране в основном исчерпывался задачей развлечь зрителя, занять его мозги какими-нибудь головоломками. Иногда детективные ингредиенты нужны были создателям социальных драм, чтобы обострить ситуацию, поставить героя в экзистенциальное положение.

Теперь этот жанр все больше социализируется. «Бандитский Петербург» дал почувствовать в свое время степень разложения наших силовых институтов. Именно тогда мелькнула мысль, что на милицию как на правоохранительное учреждение нельзя полагаться. Можно полагаться на отдельное лицо в нем. Приметой времени стали «Гражданин начальник» и «След оборотня», где в герои выбились те, кто вовсе не походит на суперменов, - тихие увальни, "иванушки-простачки", ребята от земли, если не сказать, от сохи.

Преступление стало бытом, ну так и борьба с оным не может не быть бытом. Впрочем, по-прежнему героическим - вот, собственно, и вся тогдашняя мораль.

Нынешняя мораль в том, что закон и справедливость слишком далеко разошлись в жизни. Похоже, что они как Восток и Запад. И, стало быть, с места им не сойти?..

Так, по крайней мере, кажется, когда смотришь из вечера в вечер «Глухаря».

И, кажется, что коррупция – это единственный механизм, который позволяет милиции, хоть как-то исполнять свой долг перед гражданами.

И вот, наверное, почему фигура улыбчивого «мента» Сергея Глухарева от серии к серии кажется все более трагичной. А как она может быть иной, если  противоречие между законом и справедливостью испытывает на прочность его сердце…

***
Когда коррупция, как раковая опухоль, живет внутри организма, это еще не самая страшная беда. Это присказка. Есть надежда на хирургическое вмешательство. Сказка, когда организм находится внутри раковой опухоли. Как у Христа за пазухой.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала