РИА Новости продолжает цикл интервью с лидерами политических партий, принимающих участие в выборах, которые пройдут в Единый день голосования 11 октября в 76 регионах России. О том, как проходит предвыборная кампания у «Правого дела», с какими трудностями партия сталкивается и какие цели перед собой ставит, рассказал один из ее сопредседателей Леонид Гозман.
- Леонид Яковлевич, расскажите, пожалуйста, как проходит предвыборная кампания «Правого дела» в тех регионах, где вы участвуете?
- Проходит тяжело. Хотя нас активно обзывают «кремлевским проектом», тем не менее местные власти, естественно, работают на «Единую Россию», а нас рассматривают как конкурентов.
Дело в том, что мы ведь апеллируем к тем людям, которые не хотят потрясений, которые хотят эволюционного развития, и которые при этом понимают абсолютную неадекватность нашей сегодняшней государственной машины к вызовам сегодняшнего дня. Эти люди, которые ранее голосовали за «Единую Россию». То есть, естественно, мы берем голоса у них (у «Единой России»).
Поскольку у губернаторов есть очевидная задача – они ведут такое социалистическое соревнование, кто больше даст (обеспечит голосов) за «Единую Россию», то поэтому они, естественно, плохо относятся к нам. У нас идет прессинг по разным линиям наших кандидатов. Ну а что делать? Кто обещал, что будет легко?
- Повлиял ли как-то отказ от участия в московских выборах на выборы в других регионах?
- Я думаю, то, что мы не смогли выдвинуть свой список в Москве, очень сильно подорвало авторитет партии в регионах.
Тем более обидно, что, абсолютно очевидно, что если бы мы заняли в Москве принципиальную позицию, а не рассказывали, какой замечательный у нас мэр, то у нас, очевидно, были очень сильные шансы. Но, к сожалению, очень влиятельные люди, в том числе и внутри партии, не хотели, чтобы мы шли на выборы с открытым забралом.
- А есть ли какая-та партия на выборах в Мосгордуму, которую вы могли бы поддержать?
- Если бы хотя бы одна политическая партия, из тех, кто баллотируется сегодня, занимала принципиальную позицию, можно было бы поддержать ее. А так уже и «Яблоко» рассказывает, какой Лужков замечательный. Ну, так же нельзя. Я слушал вчера выступление Митрохина (лидера «Яблока» Сергея Митрохина), мне просто стыдно за него. К сожалению, на выборах нет партии, которая заняла бы нормальную позицию по городским проблемам.
А зачем нужна любая политическая партия, если она не будет говорить правду? Свою правду. Коммунисты говорят свою правду – я с ними не согласен, но пусть говорят. Все говорят свою правду. А мы что, молчать должны? И когда мне говорят, что это не вовремя, я не могу понять. Когда будет вовремя – когда его снимут? Мертвого льва пинать? Вот тогда я говорить не буду – если сняли, то сняли, проблема решена.
- Где партия пользуется наибольшей поддержкой избирателей? А какие регионы вы считаете проблемными для себя?
- Мы участвует в выборах в Законодательные собрания в Туле и в Марий Эл, и в нескольких регионах Московской области мы участвуем в муниципальных выборах. Кроме того, у нас все-таки остался один кандидат наш в Москве на выборах в Мосгордуму Елена Гусева и мы до сих пор боремся за восстановление в списках кандидатов Бориса Надеждина, которого сняли по совершенно диким основаниям. (Члену политсовета «Правого дела» Борису Надеждину отказали в регистрации из-за некорректно собранных подписей в поддержку своей кандидатуры.)
Я надеюсь на неплохие результаты в Московской области. Да и в Москве было бы все хорошо, если бы у нас в силу разных соображений не было бы заблокировано – ну я думаю, что не без участия московской мэрии, потому что за многими людьми внутри партии, которые не дали выдвинуть список, стояла московская мэрия, я так думаю. Но это не более, чем моя гипотеза. Если б мы выставились в Москве, мы бы точно прошли в Москве. Потому что мы говорим то, с чем согласны абсолютно все.
- Что вы сможете назвать успехом на предстоящих выборах?
- Прохождение в Туле и в Марий Эл. И прохождение муниципальных депутатов.
- Как сейчас обстоят дела в партии в связи с недавним призывам одного из сопредседателей Бориса Титова переформировать партийную «верхушку»? Складывается впечатление, что идет не борьба за голоса избирателей, а постоянная борьба внутри «Правого дела».
- Не все борются внутри партии. Я не борюсь. Я принял на себя определенные обязательства – когда мы создавали партию, мы согласились на эту конфигурацию, и мы согласились на этих людей. И я согласился на то, чтобы Борис Юрьевич Титов был сопредседателем партии. Какие у меня основания отказываться от своего слова? Никаких. Другое дело, что я стараюсь не влезать во внутрипартийные дрязги. Я не делаю заявлений против Титова, я не прошу его сложить полномочия и так далее. Ее можно одобрять или не одобрять, я понимаю. Но, по крайней мере, моя кампания направлена не во внутрь партии, а во вне. Я считаю, что надо работать во вне, а не внутрь. Ну, я считаю так, (другой сопредседатель) Георгий Бовт тоже считает так, Борис Юрьевич считает иначе. Вы знаете, был старый рыцарский принцип: «Делай, что должен, и пусть будет, как будет». Я вот так и стараюсь.
- Вы ожидаете нарушений на предстоящих выборах?
- Оооо… А вы нет? Конечно, ожидаю. Еще бы.
- Будете ли отправлять на выборы своих наблюдателей?
- Конечно. Мы сделаем все, что можем. Будем стараться.