Дмитрий Бабич, обозреватель РИА Новости.
У благотворительных организаций есть свой товар. Они продают людям возможность совершить чудо. Это ни с чем не сравнимое чувство: знать, что благодаря тебе ребенок, обреченный на смерть или на медленную деградацию, останется жить и, даст бог, вырастет дельным человеком. Наверное, именно поэтому состоятельные бизнесмены (как правило, люди прагматичные и несентиментальные) дают на благотворительные цели довольно большие деньги.
Ежегодный оборот рынка благотворительных услуг в России оценивается приблизительно в миллиард долларов. Впрочем, как утверждают специалисты, на самом деле эта цифра должна быть больше. Социологические опросы показывают, что каждый третий россиянин в течение месяца оказывает кому-то благотворительную финансовую поддержку: или друзьям, или просто знакомым детям и старикам, попавшим в трудную ситуацию и т.д. Не такие уж мы заскорузлые души, как нас порой пытаются уверить.
Но совершенно очевидно, что солидарность на «низовом» уровне не в состоянии по-настоящему решать социальные проблемы. Это может сделать только организация. А при слове «благотворительная организация» многие начинают скептически хмурить брови: до последнего времени у большинства населения России не было даже физической возможности поучаствовать в работе таких организаций.
Сейчас такая возможность появилась. Благотворительный фонд «Кто, если не Я?», занимающийся адаптацией детей, попавших в трудную ситуацию, к взрослой жизни через услуги дистанционного образования и премиальные программы, заключил договор с ФГУП «Почта России». Теперь любой человек в самом маленьком российском городе может зайти в одно из 42 тысяч почтовых отделений, заполнить простой бланк и сделать перевод на сумму от 30 рублей для нужд фонда.
На презентации проекта в агентстве «РИА Новости» генеральный директор ФГУП «Почта России» Александр Киселев и президент фонда «Кто, если не Я?» Ольга Рейман рассказали, что уже в 10 тысячах почтовых отделений есть информационный бюллетень, где подробно рассказывается, как и на что будут расходоваться деньги фонда и как каждый жертвователь, благодаря финансовой прозрачности фонда, может убедиться, что его деньги действительно пошли на благое дело.
При соцопросах многие из респондентов говорят: мы готовы помочь, но хотим это сделать напрямую - конкретному ребенку, конкретной нуждающейся семье. А поскольку самим искать эти объекты для лучших чувств некогда, то вот пока никому и не помогаем. Второе оправдание для бездействия: покупка конфет для детей в детдомах скрасит их жизнь на 5-10 минут, но не сделает этих детей от безработицы бездомности после выхода из-под государственной опеки. Помочь этим ребятам может только образование, а этим заниматься я не умею, да и не могу.
Оба возражения, на самом деле, не лишены оснований. Не может и не должен благотворитель ездить по всем медвежьим углам России, где помощь детям нужна больше всего. Для распределения благотворительной помощи во всем мире существуют специализированные организации. Не является исключением и Россия. В благотворительном фонде «Кто, если не Я?» детдомовцам и детям из неблагополучных семей в 23 регионах России помогают подготовиться к сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ), а значит - поступить в вуз и получить приличную работу, выбраться из той ямы, на которую обрекли своих детей равнодушные или зависимые от наркотиков и алкоголя родители.
Второе направление деятельности - научить выходцев из детдома самостоятельной бытовой жизни. Многолетняя регламентированная жизнь в учреждении, где все за тебя делают нянечки, приводит к тому, что ребята не привыкают самостоятельно делать покупки, не могут сами себя обстирывать и поддерживать порядок в квартире. Научить их этому - задача для привлекаемых фондом педагогов.
«Мое глубокое убеждение - помогать следует прежде всего тем людям, которые сами себе хотят помочь,- объясняет президент фонда Ольга Рейман. - Мы не можем находиться рядом с детьми 24 часа в сутки. Но мы можем предложить им консультацию педагогов через Интернет, можем отправить в детский дом учебные издания, компакт-диски, другие материалы, которые помогут ребятам лучше освоить школьную программу и поступить в вуз. Ребята могут тренироваться на имитаторах ЕГЭ, в нужных случаях мы обеспечим доступ в Интернет. Нужно только, чтобы сами дети проявили интерес к занятиям, взяли свою судьбу в свои руки».
Помощь учебниками и тетрадками оказывалась благотворительными организациями и прежде, но фонд «Кто, если не Я?» стал первым фондом, уделившим внимание тому, что происходит после того, как учебники были розданы, а лекции прочитаны. Фонд следит за отметками ребят, проводит тестирование, проверяя их успехи и самое главное - их желание заниматься.
«Способности у детей бывают разные, но, как мы убедились, все трудности преодолимы, если у ребят есть мотивация к занятиям,- говорит Ольга Рейман. - Поэтому мы отслеживаем их успеваемость, а хорошо учащимся ребятам придумываем разные поощрения. Не оставляем мы их и после поступления в вуз - выплачиваем стипендии хорошо учащимся студентам, поступившим в вуз с помощью наших программ. Хорошистам выплачиваем стипендию в 4 тысячи рублей, отличникам - 5 тысяч. Если учесть ничтожный размер нынешних государственных стипендий, это неплохая мотивация для юношей и девушек».
В прошлом году 70 процентов участников программ фонда поступили в вузы.
Одно из распространенных заблуждений состоит в том, что благотворительные общества должны работать только на добровольческом энтузиазме. У фонда «Кто, если не Я?» есть десятки добровольцев, но есть и профессиональная команда, офис в Москве, в фонде работают опытные педагоги, которые за свою работу получают денежное вознаграждение. Есть сайт www.ktoeslineya.ru. В соответствии с законом, на административные расходы идет не более 20 процентов средств фонда, это может проверить любой жертвователь, переводящий деньги по кредитной карте, системе QIWI, а теперь вот и по простым почтовым переводам в каждом из отделений ФГУП «Почта России».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции