Рейтинг@Mail.ru
В РФ надо создать национальный регистр инженеров-профессионалов - РИА Новости, 08.10.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В РФ надо создать национальный регистр инженеров-профессионалов

© Фото предоставлено пресс-службой ГУ-ВШЭПрезидент Ассоциации инженерного образования России, экс-ректор Томского политехнического университета Юрий Похолков
Президент Ассоциации инженерного образования России, экс-ректор Томского политехнического университета Юрий Похолков
Читать ria.ru в
Дзен

Вместо инженеров, обучающихся по пятилетней программе, российские вузы будут готовить преимущественно бакалавров и магистров техники и технологий, обучающихся соответственно 4 и 2 года. О возможных путях формирования инженерного корпуса страны в интервью РИА Новости рассказал президент Ассоциации инженерного образования России, экс-ректор Томского политехнического университета Юрий Похолков.

- Юрий Петрович, прошедшая приемная кампания показала, что в инженерные вузы идут далеко не лучшие студенты, а опыт последних лет показывает, что далеко не все их выпускники работают по специальности. Не дискредитирует ли это саму идею инженерного образования?

- Уровень инженерных вузов разный, среди них есть как слабые, так и очень сильные, куда в этом году шли ребята с высокими баллами ЕГЭ. В Томском политехническом университете мы довольны первокурсниками – к нам идут нормальные ребята.

Но, на мой взгляд, правильно, что все инженерные вузы - даже слабые - продолжают работать в новых условиях и выпускают специалистов. Есть такое понятие, как общий образовательный уровень населения. Чем выше процент людей с высшим образованием, тем в более цивилизованном обществе мы живем: люди правильно относятся к своему здоровью, меньше конфликтуют, более восприимчивы к восприятию высоких технологий. Образования не бывает много. К примеру, в Японии государство гарантирует получение высшего образования всем, кто желает и способен. Никто не следит за тем, идет человек работать по специальности или нет.

При этом средний уровень подготовки инженерных кадров в России, к сожалению, недостаточен – мы «выжали» из сегодняшней системы высшего образования все, что могли. Можно и дальше надувать щеки и говорить, что российское образование самое лучшее в мире. Только на Западе об этом не знают, поэтому в наши университеты не выстраиваются очереди из иностранных студентов.

- Престиж профессии инженера сегодня крайне низок. Что необходимо делать, чтобы его поднять?

- Если мы хотим, чтобы в России была экономика знаний и инноваций, право профессиональной инженерной деятельности должны получать не все подряд выпускники технических вузов, а только те, кто доказал, что может быть инженером.

Подобная система работает во многих странах, где университеты готовят не инженеров, а бакалавров и магистров в области техники и технологий. Именно такой становится структура технического образования в России. Со следующего года мы практически не будем принимать на пятилетние инженерные программы. Категория дипломированных инженеров – выпускников вузов - спустя некоторое время исчезнет как таковая. В этой ситуации у нас есть шанс придать новый смысл понятию «профессиональный инженер».

- Что нужно будет предпринять молодому человеку, чтобы стать профессиональным инженером?

- Предлагаю ориентироваться на опыт Японии, где университеты никогда не готовили инженеров. Чтобы стать инженером, там, во-первых, нужно окончить университет по программе в области техники и технологий – магистерской или бакалаврской. Программа должна быть аккредитована не только государством, но и общественно-профессиональным сообществом (инженеров-энергетиков, строителей, механиков). Во-вторых, надо отработать по специальности не менее семи лет, в том числе два года в должности, связанной с принятием инженерных решений. В-третьих, человек должен доказать, что его решения были полезными и эффективными, что они позволили реализовать какие-то новшества в инженерном деле.

Только после этого кандидат подает заявление в Институт инженеров Японии и просит включить его в национальный регистр инженеров-профессионалов. Затем он сдает два дополнительных экзамена (не по специальности, а по таким предметам, как этика инженерного труда или экология), после чего специальная комиссия Института инженеров Японии включает (или не включает) его в национальный регистр инженеров-профессионалов. Вероятность положительного решения составляет около 15%.

Убежден, что аналогичную систему нужно создавать и в России. Это эффективнее массовой подготовки специалистов с дипломами инженеров. Подобные системы существуют в разных странах – США, Великобритании, Канаде, Австралии, странах Юго-Восточной Азии. Эти страны заключают между собой соглашения о взаимном признании систем сертификации инженерных квалификаций и, таким образом, обеспечивают мобильность специалистов.

- Какие преимущества дает сертификат инженера-профессионала?

- Только его обладатель может заниматься профессиональной деятельностью: организовать свое инженерное предприятие, участвовать в различных инженерных проектах, в том числе международных, претендовать на большие зарплаты – для работодателей это определенный знак качества.

Создание национального регистра инженеров-профессионалов в России позволит не просто сохранить инженерный корпус, а выделить лидеров научно-технического прогресса. Оценивать заявки вполне могли бы эксперты Международного союза научных и инженерных общественных объединений (СНИО), но решение о создании национального регистра должно быть принято государственными органами. Но прежде всего в России должен появиться закон о профессиональной инженерной деятельности, регламентирующий все элементы этого процесса, в том числе право заниматься инженерной деятельностью.

Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала