С.-ПЕТЕРБУРГ, 6 окт - РИА Новости. Российские моряки, остающиеся без средств к существованию на территории других государств, зачастую становятся заложниками долговых обязательств судовладельцев. Это может быть связано как с нерадивостью работодателей, так и со снижением цен на фрахтовом рынке и сокращением доходов судоходных компаний, считают эксперты.
Критические ситуации зачастую связаны с наймом россиян на суда под "удобным" флагом. "Удобный флаг" означает, что хозяин судна платит налоги государству, предоставляющему офшорные льготы иностранным судовладельцам.
Так, оказавшиеся в Болгарии россияне с судна Southern Pearl NZ под флагом Панамы уже девять месяцев не получают зарплату и не могут вернуться домой. Голодают российские моряки с теплохода Magdalena, стоящего на рейде порта Дубаи под флагом Антигуа и Барбуды. Оказались в бедственном положении и российские моряки с севшего на мель у берегов Панамы судна Piruit.
Кто виноват?
Виноваты в подобных ситуациях могут быть как судовладельцы, так и сами моряки, считает заместитель гендиректора Центрального научно-исследовательского института морского флота Сергей Буянов.
"Ситуации везде разные. В большинстве случаев виноваты судовладельцы, которые хотят получить максимальную прибыль при минимальных затратах", - говорит эксперт.
Моряки, по его мнению, становятся в таких случаях заложниками ситуации. Однако зачастую они понимают, что нанимаются к ненадежному судовладельцу и рискуют сознательно, порой соглашаясь работать по "черным" контрактам.
В таких случаях защитить права российских граждан очень сложно. Помочь им особенно трудно в случаях, когда они нанимаются на работу в небольшие судоходные компании, регистрирующие суда в офшорных странах.
Кризис бьет по карману судовладельцев
Проблема "брошенных" моряков была всегда, но в этом году из-за кризиса и резкого падения фрахтовых ставок возникло много финансовых проблем у судовладельцев, считает координатор Международной федерации транспортных рабочих (ITF) Сергей Фишов.
Некоторые судовладельцы просто бросают людей в тяжелой ситуации, говорит Фишов.
Между тем, в случае, когда речь идет о проблемах судов под российским флагом, есть рычаги, позволяющие повлиять на ситуацию.
Так, представитель Российского профсоюза моряков в беседе с корреспондентом РИА Новости напомнила, что компания "Арктическое морское пароходство" после вмешательства контролирующих органов погасила долги по зарплате морякам своих судов, экипажи которых оказались буквально заложниками долгов судовладельца перед китайской судоремонтной компанией.
"Арктическое морское пароходство" было привлечено к административной ответственности и оштрафовано. Кроме того, по факту невыплаты заработной платы было возбуждено уголовное дело, напомнила собеседница агентства.
Законодатели должны поработать
Россия относится к странам, которые наряду, например, с Украиной или Филиппинами, остается "поставщиком" рабочей силы для судов под "удобными" флагами. И хотя во многих случаях условия труда там более чем приемлемые, тем не менее, необходимо иметь возможность защищать права граждан, когда это не так.
Например, координатор ITF Сергей Фишов говорит, что компании - владельцы судов под "удобным" флагом зачастую находятся в России, хотя и позиционируют себя только как их операторы. Поэтому, по его мнению, должен быть механизм, который позволил бы в таком случае влиять на истинного владельца таких судов, однако этот вопрос должен решаться на законодательном уровне.
Координатор ITF считает, что Россия должна как можно скорее ратифицировать Сводную морскую конвенцию 2006 года о труде в морском судоходстве и тогда проблем с "брошенными" моряками можно будет избегать. Конвенция предусматривает, что службы портового контроля, независимо от того, под каким флагом ходит судно, смогут контролировать условия труда и ситуацию с заработной платой.
Все дело в энономике
Несмотря на то, что подобные проблемы проще решать на российских судах, отечественные компании не спешат регистрировать суда в РФ. Это связано с "дороговизной" российского флага, то есть с неповоротливостью налоговой системы, считает заместитель гендиректора Центрального научно-исследовательского института морского флота Сергей Буянов.
Кроме того, необходимо усовершенствовать принятый недавно Российский международный реестр, говорит эксперт.
По его мнению, решить проблему с конкурентоспособностью российского флага достаточно сложно - нужны налоговые льготы, которые не пропускает министерство финансов РФ. А пока судовладельцы будут "уходить" под флаги Панамы, Мальты, Белиза и других государств.