Дмитрий Бабич, обозреватель РИА Новости
Завтра на коллегии Министерства образования и науки РФ должны быть окончательно утверждены правила приема в вузы на 2010 год. Руководители российского образования клянутся и божатся, что неопределенность прошлого года (когда аналогичные правила были утверждены только в феврале, за четыре месяца до экзаменов) теперь не повторится.
Судя по опубликованному на сайте министерства проекту, новый документ не будет революционным. Сохраняется необходимость сдавать Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по русскому и профильным предметам, сохраняется список вузов, имеющих право на дополнительные испытания. Сохраняются и прежние категории льготников – победители олимпиад, дети-сироты, военнослужащие по контракту, инвалиды и дети, имеющие только одного родителя – бедного инвалида. Интригу вызывает лишь вопрос о том, во сколько вузов одновременно сможет подавать свои документы сдавший ЕГЭ абитуриент.
На вчерашнем чествовании лучших учителей России президент Дмитрий Медведев отметил, что было бы разумно ограничить число таких высших учебных заведений цифрой в 5-7 вузов, хотя и подчеркнул, что не намерен навязывать высшей школе этого своего мнения. На самом же деле, как отмечалось на совещании министра Андрея Фурсенко с ректорами на прошлой неделе, значение проблемы абитуриентов-многостаночников, пославших копии документов в десятки вузов, не стоит преувеличивать.
Как отметила в своем выступлении на этом совещании глава Рособрнадзора Любовь Глебова, большинство ребят отправили свои документы в 1-2 вуза, так что среднее арифметическое по стране составляет всего 1,76, а не 20 и не 30, как можно было предположить из сообщений прессы. В своем выступлении Глебова ссылалась на Федеральную базу свидетельств, где имеются все данные о поданных ребятами заявках на поступление. На совещании с Фурсенко ректоры отмечали, что ограничение в 5 вузов может вредно воздействовать на абитуриентов психологически: раз разрешают поступать в 5 вузов – значит, не меньше 5 заявок и нужно подать, а то «пролетишь».
Впрочем, график мероприятий на будущий год у поступающих в вузы и так очень напряженный, так что на отсылку копий документов может просто не хватить времени. Если вы будущий абитуриент, то уже к 1 марта надо будет определиться со списком предметов ЕГЭ, которые вы хотели бы сдать. На раздумья у вас может быть не больше месяца: к 1 февраля вузы вывесят перечень необходимых для поступления испытаний. Потом вы сдаете, помимо обязательного ЕГЭ по русскому языку, еще не менее 2 экзаменов, выбранных полюбившимся вам вузом для конкретного факультета, где вы хотите учиться. Сдав ЕГЭ, вы подаете результаты вместе с аттестатом (или их копии) в вашу будущую альма-матер. Скорее всего, это нужно будет сделать с 20 июня по 25 июля. А уж альма-матер в одном из двух потоков (первый – с 25 июля по 5 августа, второй – с 5 по 10 августа) принимает вас, в случае успеха, в ряды своих студентов.
После тяжелых летних месяцев ректоры много жаловались на трудности переходного периода. Многих не устраивает количество «волн», которыми поступали в этом году абитуриенты. Ведь каждая «волна» - это новые приказы о зачислении, масса бюрократической работы и издерганные нервы. Между тем большинство поступивших (до 70 процентов, по подсчетам ректора Казанского государственного университета Мякзюма Салахова) поступают уже в первой волне, а остаток (26 процентов) почти полностью «выбирается» второй. На третью волну остаются крохи, но приемные комиссии все сидят и не расходятся. «Эти волны нас укачали и скоро унесут,- пожаловался ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий. – У нас в МГУ я насчитал шесть волн, и мы почти до осени сидели, как ежики, организуя эти волны! Надо же когда-то и отдыхать!» Вторая проблема – требующие назад свои документы ребята, некоторые из которых уже числились студентами. Отчислить студента – довольно сложная процедура, а человеку для поступления в другой вуз документы нужны немедленно. Остается надеяться, что новая «двухволновая» система поступления и более четкая организация работы приемных комиссий решат эти проблемы.
Ясно, что чаемого многими родителями и преподавателями возврата к старой системе не будет. Президент Медведев в понедельник отметил, что ЕГЭ – это «всерьез и надолго». Ректоры, поругивая новую систему в комментариях «не для прессы», официально примирились с нововведением. А значит, ЕГЭ будет усовершенствоваться, но не уйдет.
«Обсуждать, нужен или не нужен ЕГЭ сегодня – это все равно что обсуждать хорошо или плохо то, что идет дождь,- считает проректор по научной работе Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Дмитрий Бак. – Этот вопрос можно было обсуждать пять лет назад. Теперь можно только надеяться, что ЕГЭ станет лучше и что правила приема после коллегии в очередной раз не будут изменены».
Что касается улучшений ЕГЭ, то тут Минобразования, похоже, открыт для предложений. Одна из главных проблем – как заинтересовать ребят учить те предметы, по которым ЕГЭ нет? Министр Фурсенко предлагает сделать сочинение по литературе обязательным экзаменом, не включая его, однако, в список предметов, по которым можно сдавать ЕГЭ. Руководство Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) обеспокоено снижением знаний школьников по экономике и праву, которые сейчас изучаются факультативно. Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов рекомендует ввести ЕГЭ и по этим предметам, чтобы школы не выпускали людей, которые не могут себя защитить юридически. Вполне возможно, что какие-то из этих предложений найдут отражение и в завтрашних решениях коллегии.
Но главный рубеж – психологический – все же пройден. «Основная трудность была в том, что в России тестирование знаний школьников изучается серьезно не более 10 лет, в то время как на Западе подобные исследования шли сотни лет,- отмечает заместитель директора Федерального института педагогических измерений Галина Ковалева. – Человек, проходящий тестирование, всегда испытывает психологический дискомфорт. Но все же эта система более справедлива, хотя и не всегда более гуманна. Ее главное отличие от обычного экзамена – независимость от конкретной школы и от конкретных учителей».
Ковалева не исключает изменений в ряде уже действующих норм ЕГЭ (например, из экзамена по математике могут быть исключены задания с выбором ответа). Но здесь должны быть соблюдены два принципа. Во-первых, все должно быть в рамках закона и образовательного стандарта – иначе новые правила может «затормозить» Минюст. Во-вторых, необходима полная гласность – публикация данных по регионам с именами «антигероев», помогавших своим любимцам-выпускникам. Нынешняя ситуация, когда мы вынуждены полагаться на слова руководителей Минобразования об увольнении попавших под подозрение региональных начальников от образования, общественность устраивать не может.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции