Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Молочные фермеры Евросоюза в очередной раз вывели на улицы Европейского квартала Брюсселя трактора и коров. Но им так и не удалось тронуть черствые сердца аграрных чиновников и министров сельского хозяйства 27 стран ЕС, которые провели 5 октября в европейской столице чрезвычайное совещание. Его предмет был один – кипящие молочные страсти в ЕС, где закупочные цены на молоко упали до невероятно низкого уровня, поставили на грань банкротства сотни тысяч владельцев стад средних, не совсем больших и совсем малых. И попутно превратили молочных фермеров Европы в ныне самый боевой отряд деревенского европейского пролетариата. То, что они вытворяют с июня этого года в Брюсселе, Париже, Берлине, Амстердаме и Копенгагене, наверное, не снилось даже шахтерам или автомобилестроителям. А уж они по крутизне мало кому уступят. Вернее уступали.
У зданий, где в Брюсселе расположены главные общеевропейские комиссариаты (министерства) снова разлили сотни тысяч литров молока и тысячи литров и кило субстанций (тоже, надо сказать, полезного продукта), которые производят коровы, но откладывают, так сказать, в другую сторону. Плюс на улицах загорелись автомобильные покрышки, набитые соломой. Общий смрад и чад дополнили дизеля почти тысячи тяжелых тракторов. Молочный апокалипсис в наглядных иллюстрациях.
Если собрать в одну емкость все молоко, которое слили на поля и улицы Европы с июня по октябрь хозяева молочных хозяйств, то получится нечто равное по площади небольшому озеру: только в сентябре в один день бельгийские фермеры оросили поля Бельгии (одна из ведущих молочных стран ЕС) 3 миллионами литров молока. Свежего.
Проблема вовсе не нова. И даже нельзя сказать, что такие упражнения Большая Европа видит впервые. Они уже бывали. Довольно регулярно. И молоко сливали, и вино, и оливковое масло. Все те продукты фермерского труда, которые регулярно становились сначала в «Общем рынке», а потом уже в Евросоюзе жертвами перепроизводства и вывернутой наизнанку сельскохозяйственной политики Брюсселя. Между прочим, она по сей день съедает львиную долю бюджета ЕС - 49,6%. В бухгалтерских книгах Брюсселя нет ни одной статьи, на которую отпускалось бы так много средств. Вот эту политику было решено изменить в 2007 году.
В части молока это означает, что субсидирование сельскохозяйственного производства за счет квотирования объемов молочной продукции в ЕС должно быть прекращено к 2015 году. До сих пор Брюссель ограничивал квотами производство молока, что позволяло поддерживать на удобоваримом уровне цены на свежий продукт. У тех же, кто их превышал, молоко просто скупали, превращали в порошковое и складировали. Теперь квоты начали «отпускать», и цены на молоко, естественно, немедленно сорвались вниз. Сейчас они уже упали до уровня 1992-го года.
Европейские фермеры, по нормам ЕС, не могут продавать свое молоко по цене более 20 евроцентов за литр (примерно 8,8 рубля). А по данным крупнейших общеевропейских сельскохозяйственных профсоюзов Copa и Cogeca, на производство этого литра у них уходит минимум 40 евроцентов (чуть больше 17 рублей.).
По подсчетам фермерских ассоциаций ЕС, при таком положении европейские молочники потеряют к концу года умопомрачительную сумму доходов – более 14 млрд евро. Вернее, они эти доходы не потеряют, а отдадут розничным сетям и переработчикам молока во множество других субпродуктов. Фермеры требуют аннулировать планы ликвидации молочных квот, урезать эти квоты на 5% и создать при ЕС специальное Молочное агентство, которое могло бы регулировать положение в этой области.
Комиссар Евросоюза по сельскому хозяйству - датчанка Марианна Фишер-Боэль (Marion Fischer-Boel), - сама, между прочим, потомственная фермерша, унаследовавшая от деда поместье в 204 га. «Старик», кстати сказать, производил сыры. Теперь она самый ненавистный человек в европейском фермерском мире, который считает, что она предала свои «молочные корни».
Фишер-Боэль объявила после прошедшей «чрезвычайной комиссии» по молоку, что квоты никто сохранять не будет. Вместо этого с 13 октября в Брюсселе начнет работу специальная комиссия, которая должна будет разобраться с ценами на молоко, с его себестоимостью, с наценками ритейлеров, с объемами молочного производства. В общем, она проследит всю цепочку – от дойного ведра до магазина и стола потребителя. А закончиться все это упражнение должно в июне 2010 года. Вряд ли это собьет накал молочных страстей. Фермеры Европы уже обещали, что они будут теперь регулярно устраивать если не аутодафе, то молочные потопы уж точно. Некоторые отчаянные головы даже заявили, что им теперь дешевле купать детей в молоке, чем в обычной воде. В общем Марианне лучше бы не появляться в одиночестве в сельских районах Европы.
У России, между прочим, проблемы схожие. Только они, как бы это помягче, чисто российского производства, но вовсе не молоком родным вспоенные. Да и европейской боевитости у нас не наблюдается. Мы не то, что не производим молока достаточно, но только на 78% покрываем свои молочные потребности (это данные Национального союза производителей молока). Европа выдает молока почти вдвое больше, чем ей это нужно. Мы же в 1990-м году имели 57 млн тонн молока, а в 2007-м скатились до 32 млн. В искусственно трудные 90-е скот просто забивали. В 1990-м каждый соотечественник выпивал и съедал молочных продуктов по 370 кг в год. Сейчас этот показатель упал до 219 кг. Для примера: среднестатистический француз и немец съедают и выпивают молочного примерно одинаково – по 430 кг в год. Скандинавы – по 500 кг. У нас средняя себестоимость литра молока оценивается (в зависимости от региона) в 12-14 р., а закупочные цены на цельное молоко в 2009-м опустились до 8 руб.
На днях я вот натолкнулся на очень оптимистическое сообщение о том, что, по инициативе саратовского отделения «Единой России», в саратовскую область придет вскоре настоящий молочный рай в рамках программы «Школьное молоко»: всем детям будут давать молоко, кефиры, йогурты, творог, сметану. Но…только в 2010-м году. Отрадно, конечно, читать про такие молочные чудеса. Было бы, если бы они не отдавали таким явным плагиатом. Китай начал свою программу «Школьное молоко» еще в 1999-м. Здесь надо бы напомнить, что китайцы никогда молока почти не пили, сырами и творогом не интересовались. Правительство приняло программы «молокоизации» Поднебесной, поскольку задумалось над тем, почему это китайские дети стали ниже и хилее японских.
Теперь Китай вытеснил Россию на четвертое место по производству молока. Сейчас в тройке стоят США, Индия и Китай. В 1990-м китайцы давали только 1 млн тонн молока – мизер для страны с населением в 1,3 млрд человек. К 2008-му уже производили 36 млн тонн. Т.е. на 4 млн тонн больше, чем Россия. Если бы мы шли китайскими темпами, то Россия должна была бы купаться почти в 120 млн тонн молока. Столько, естественно, не нужно. Нужно 52 млн, чтобы хотя бы «вернуться» в 90-е. А последней доктриной продовольственной безопасности России планируется только 40 млн тонн в год к 2015-му. Может Китай поможет?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции