Меньше чем через месяц США будут отмечать годовщину избрания Барака Обамы на пост президента США, человека-надежды. В него верила Америка, на него уповал мир. И хотя формально годовщина у Обамы лишь в январе, когда он занял Овальный кабинет, уже сейчас можно говорить о некоторых промежуточных итогах его деятельности.
Коротко про ситуацию внутри страны. Впервые в сентябре зафиксирован рост в сфере услуг, сообщает «Рейтер» со ссылкой на Нью-Йоркский Institute of Supply Management. Рост возник впервые с августа 2008 года. Рейтинг одобрения действий Обамы, согласно сентябрьскому опросу Pew Research Center, - 55 %. Меньше, чем в канун ста дней (63 %), но больше, чем могло бы быть, учитывая экономическую ситуацию, бесконечные и очень жесткие публичные споры о поддержке промышленности, финансового сектора, домохозяйств и реформе здравоохранения. И 63 % опрошенных (против 30 %) по-прежнему убеждены: Обамы привнес «новые подходы в политику Вашингтона».
Тут с ними трудно не согласиться, особенно что касается внешней политики. За прошедший год команда Обамы взяла на себя, перехватила или предложила минимум восемь направлений международной политики, каждое из которых требует усилий самого разного свойства, значительного набора инструментов и времени.
Первое - уход из Ирака и закрытие военной тюрьмы Гуантанамо, что было мгновенно поддержано мировым сообществом. В этом было отличие Обамы от МакКейна. Как заметил еще в разгар кампании один из наблюдателей, «МакКейн обещает выйти из войны победителем; Обама обещает завершить войну». Вместо Ирака - это второе направление - усилия перенаправляются на Афганистан.
Третье - Обама не просто не отошел от своей идеи еще в бытность сенатором, но и возвел ее в один из пунктов мировой повестки дня, - нераспространение и медленное, но верное движение к безъядерному миру. В разговор о нераспространении вовлечена не только Россия, но уже и Китай. Весной 2009 года Обама проводит мировой ядерный саммит.
К четвертому направлению можно отнести конфликты и очаги напряженности, в которые США и так давно вовлечены, - Ближний Восток, Северная Корея и т.д.
Остальные направления, как впрочем, и упомянутые, тесно связаны с изменением подходов Соединенных Штатов, а именно - с тем, что в России называют «многополярностью». В реальности же складывается впечатление, что США не столько идеалистично ратуют за многополярность, сколько не хотят больше в одиночку заниматься всеми проблемами земного шара при наличии тех, кто может и должен разделить ответственность. В итоге, Вашингтон методично, но настойчиво втягивает других не просто в добрые отношения, а именно в формирование и поддержание мирового порядка.
Это не идеализм и не желание понравиться. Это жесткий прагматизм: вовлечение и разделение ответственности как антипод попустительству и злорадству за последующие промахи. Возможно, отчасти это и новый инструмент утверждения мирового лидерства Соединенных Штатов - если проблема решается совместно и на основе добровольного согласия, гораздо труднее, сыграв на недовольстве исключенных из процесса, «вклиниться» с собственной игрой.
Пятое направление - Иран. Ближайшие недели отчасти покажут, сколь эффективны оказываются новые международные подходы, однако уже сейчас можно говорить о весьма успешном (по крайней мере, на данном этапе) двойном ходе администрации - изменение планов по ПРО изменило тональность Москвы, лишив ее одного из базовых аргументов в раздраженном диалоге с Вашингтоном, создало базу для нормального взаимодействия двух стран и одновременно стало доказательством новой «доброй воли» для Тегерана.
Три последних направления - будущий облик ООН, климат, экономика. Почему они идут через запятую? Потому что в чем-то схожи: все требуют большого переговорного процесса и вовлечения множества участников; слаженности действий и готовности взять на себя часть обязательств ради общего результата.
«ООН нужна большая эффективность и результативность», - заявила посол США при ООН Сюзан Райс накануне сентябрьских саммитов в Нью-Йорке. Даже если исходить из того, что США не станут настаивать на реформе Совбеза, можно предположить, что они будут более активны в вовлечении других в миротворческие и наблюдательные миссии, выделении ресурсов. «Мы заплатили по счетам», - сказал Обама в Нью-Йорке и добавил: те, кто говорил, что Америка действует одна, больше не могут стоять и ждать, когда она решит все мировые проблемы. Помогайте!
Помогайте в проблеме более эффективного использования энергии и разработке новых источников. Еще год назад США критиковали за индифферентное отношение к теме климата, потепления, сокращения выбросов. Ныне Америка не только ввела у себя экономические стимулы для уменьшения выбросов и перехода на энергосберегающие технологии, но и, похоже, побудила к этому Китай. Можно почти не сомневаться, что к декабрьской конференции по климату в Копенгагене у Пекина и Вашингтона будет в той или иной степени солидарная позиция.
Наконец, Обама «ликвидировал» экономическую «восьмерку». Тема, скорее, тяжелая для России, чем приятная. В формате восьми с ней считаются, прежде всего, как с влиятельным участником международной политики. В формате двадцати ее мировые экономические возможности сильно ограничены.
Таким образом, менее чем за год Соединенные Штаты «взвалили» на себя если не лидерство, то, по меньшей мере, модерирование многих институциональных мировых тем и конфликтов. Сколь результативным оно окажется, покажут следующие годы президентства Барака Обамы.
…Итоги президентства демократического предшественника Обамы Билла Клинтона определяли так: «Администрация стремилась создать мировой порядок, совместимый с основными американскими ценностями». Про президентство Обамы уже можно сказать, что его администрация пытается создать мировой порядок, не противоречащий американским ценностям.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции