МОСКВА, 5 окт - РИА Новости. Государство намерено реструктуризовать "АвтоВАЗ", чтобы не допустить его ликвидации - несмотря на то, что завод уже потратил 25 миллиардов рублей, ему собираются выделить еще почти половину этой суммы; однако часть бремени по восстановлению автогиганта власть хочет возложить на его акционеров (в частности, альянс Renault-Nissan), предполагая, что их участие должно быть равноценным.
В числе собственных антикризисных шагов "АвтоВАЗа" - уменьшение издержек за счет сокращения персонала. Однако премьер-министр РФ Владимир Путин надеется, что уволенные работники будут возвращены на новые производства, которые могут развернуть в регионе, а то и в самом Тольятти.
АвтоВАЗ: тонуть нельзя спасать
Крупнейшему традиционному производителю российских легковых автомобилей - "АвтоВАЗу" помогут пережить кризис: Путин в понедельник на встрече с акционерами предприятия пообещал не допустить его ликвидации.
Для этого необходимо развивать собственный центр инжиниринговой компетенции, а предварительно понадобится план финансового оздоровления, технической модернизации и социального развития предприятия, уточнил глава правительства РФ. Он добавил, что все эти направления считает одинаково важными.
Часть бремени по реструктуризации "АвтоВАЗа" глава правительства намерен переложить на его акционеров. Сейчас по 25% плюс одна акция предприятия владеют альянс Renault-Nissan, а также госкорпорация "Ростехнологии" и "Тройка диалог".
На минувшей неделе Путин заявил, что Renault-Nissan должен принять участие в финансировании "АвтоВАЗа", иначе его доля в капитале компании может быть пересмотрена.
Эксперты отмечали, что в сложившейся ситуации альянсу было бы удобнее внести свою долю технологиями, к примеру, предоставив "АвтоВАЗу" лицензию на автомобиль Logan и оборудование для его сборки.
В понедельник Renault прояснил свою позицию по этому вопросу - компания заинтересована в продолжении сотрудничества с российским производителем, заявил старший вице-президент Renault, член совета директоров "АвтоВАЗа" Кристиан Эстев.
В свою очередь Путин уточнил, что участие акционеров "АвтоВАЗа" в его реструктуризации должно быть равноценным. И, разумеется, государство продолжит оказывать заводу финансовую помощь.
Нам дают, а мы тратим
Путин отметил, что на предприятии еще до кризиса накопилось много проблем.
Говоря о них, эксперты отмечали низкое качество и техническое несовершенство продукции "АвтоВАЗа" при постоянно растущем ценнике - россияне предпочитали доплатить, но взять иномарку, тем более с кредитами до середины прошлого года проблем не было. "Мы не можем ограничить своих граждан в приобретении качественной современной и доступной по цене техники", - признал в понедельник Путин.
Затем по "АвтоВАЗу", как и по всему автопрому, ударил кризис. На фоне падения спроса автомобили задерживались на складах дилеров. Чистый убыток "АвтоВАЗа" по РСБУ по итогам первого полугодия 2009 года составил 14,2 миллиарда рублей против чистой прибыли в 1,49 миллиарда рублей за аналогичный период прошлого года. Выручка компании снизилась более чем в два раза.
Разумеется, "АвтоВАЗу" помогло государство, выделив беспроцентную ссуду на 25 миллиардов рублей, но эти деньги уже израсходованы: концерн рассчитался с поставщиками, работниками, погасил часть кредитов.
Для подъема спроса была разработана программа льготного кредитования населения, рассчитанная прежде всего на отечественные автомобили, однако эксперты отмечали, что результатов этой помощи пока не видно. Теперь речь идет об очередной господдержке в размере 12 миллиардов рублей.
Сокращения ударят по пенсионерам
"АвтоВАЗ" разработал антикризисную программу, в рамках которой планирует сократить 27,6 тысячи работников. Таким образом, численность персонала сократится до 75 тысяч к 2010 году. Ранее руководство завода планировало уволить до 36 тысяч человек, но после переговоров с профсоюзами сократило эту цифру.
Говоря о сокращениях, Путин отметил, что судьба достигших пенсионного возраста работников у него беспокойства не вызывает - они получат положенную по закону пенсию. Другое дело - те, кому до пенсии осталось два-три года. "Как будут обеспечены их интересы?" - поинтересовался премьер у руководителя завода Игоря Комарова.
По словам последнего, серьезных сокращений среди работников трудоспособного возраста не планируется.
Глава правительства выразил надежду, что уволенные работники будут возвращены на новые производства, которые могут быть развернуты в регионе и непосредственно в Тольятти.
С предложением перенести в Тольятти часть выводимых из Москвы предприятий Федерального космического агентства (Роскосмос), ФГУП "Рособоронэкспорт" и госкорпорации "Ростехнологии" выступил профсоюз "АвтоВАЗа".
Путин сообщил, что для того, чтобы точно и ясно представлять картину, которая сложилась на предприятии, туда направлена рабочая группа Минздравсоцразвития, которая будет работать вместе с сотрудниками Пенсионного фонда.
В четверг на "АвтоВАЗ" для решения проблем реструктуризации прибудет первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов.