Ильгар Велизаде, политолог (Азербайджан).
Где-то на полпути от берегов Каспия до степей Анатолии, в одной из живописнейших межгорных котловин расположен замечательный уголок Азербайджана - Нахичевань. Только что здесь, наконец, удалось провести неоднократно откладывавшийся IX саммит глав тюркоязычных государств.
Место было выбрано не случайно. В августе этого года Нахичеванская автономная республика отметила свой 85-летний юбилей. В торжестве приняло участие все высшее руководство Азербайджана. И, скорее всего, решение о проведении здесь очередного саммита глав тюркоязычных государств родилось как раз в это время.
Однако оно имеет и символический подтекст. Дело в том, что Нахичевань имеет большое политическое и стратегическое значение не только для Азербайджана. Здесь проходит участок границы - всего 11 километров - связывающий Азербайджан с Турцией. А так как для Турции Азербайджан является воротами в Центральную Азию, то ключом к этим воротам вполне можно считать Нахичевань.
Долгие годы Нахичевань, находящийся в полублокадном состоянии, отделенный от основной территории Азербайджана полосой армянской территории, считался если не задворками, то, во всяком случае, и не активным коммуникативным районом страны. Лишь большое внимание азербайджанского руководства к краю, к развитию его хозяйства позволили превратить Нахичевань в один из самых динамично развивающихся уголков Азербайджана.
Сегодня появились шансы говорить о том, что активизация процессов по урегулированию комплекса турецко-армянских и азербайджано-армянских отношений позволит превратить его в интенсивно развивающийся хаб регионального значения. А, возможно, в важный транспортно-коммуникационный центр тюркского мира. В последнем случае все будет зависеть и от того, насколько интенсивно будут развиваться интеграционные процессы в рамках группы тюркоязычных государств.
Практика показывает, что хотя интеграция и имеет место, идет она отнюдь не равноускоренными темпами. Причем, если на старте, где-то в начале 1990-х годов, все ее участники - а это шесть государств (Турция, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Туркмения) - выражаясь спортивным языком, шли более-менее ровно, то с начала нынешнего десятилетия в тюркском марафоне стали намечаться свои лидеры и аутсайдеры.
В 90-е годы бесспорным идеологом и вдохновителем тюркского единства считалась Турция. Бывшие советские республики, находившиеся в затяжном системном кризисе, видели в Турции образец, эталон современного, динамично-развивающегося государства. В самой Турции даже было создано министерство, отвечающее за связи с родственными государствами, лежащими восточнее ее границ.
С развитием национальных экономик, с упрочением собственных политических позиций государства региона стали переоценивать свое место в системе региональной и глобальной политики, в том числе - взгляды на существующие взаимоотношения в рамках тюркского сотрудничества.
Так, еще в прошлом году Казахстан, выступил с инициативой создания Союза государств Центральной Азии, четыре из которых являются тюркскими странами. И хотя инициатива Астаны была поддержана только Бишкеком, заметное усиление Казахстана говорит о том, что тюркское единство уже сегодня является многополюсным образованием. Да и Баку видит себя не статичным участником, а активно действующим звеном тюркской цепочки.
Чего, впрочем, не скажешь о Туркменистане и Узбекистане. На очередном саммите Туркмению представлял заместитель председателя кабинета министров, а вот от Узбекистана вообще никого не было.
Делались предположения, что отсутствие на встрече президента Туркмении связано с трениями с Баку по поводу принадлежности спорных участков в акватории Каспийского моря. По мнению Бердымухамедова, высказанному им накануне, согласно нормам международного права, до принятия правого решения проведение каких-либо односторонних подготовительных действий на спорных месторождениях на Каспии незаконно. При этом туркменский лидер подчеркнул, что Азербайджан уже ведет активную добычу углеводородного сырья на месторождениях, на которые претендует и Туркменистан.
Однако он же произнес слова о том, что решение вопроса о спорных месторождениях на Каспии не будет влиять на дипломатические отношения Туркмении и Азербайджана, дополненные фразой о том, что «исконно мы были, есть и будем с Азербайджаном братьями». Это, возможно, свидетельствует о том, что неучастие Туркмении на саммите объясняется лишь слабым интересом Ашхабада к решению проблем тюркской интеграции, и не более.
Согласно этой же логике неучастие Узбекистана в работе саммита вполне можно рассматривать как отсутствие у Ташкента всякого интереса к сотрудничеству в рамках этого этнорегионального объединения. Так или иначе, серьезным образом на работе саммита это не отразилось.
Создать свой Совет сотрудничества предложил на саммите лидеров тюркоязычных государств президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. У новой межрегиональной организации уже есть название - Тюркский совет. Его целью станет укрепление связей в экономике, культурно-гуманитарной сфере и развитие экологической безопасности.
Еще на прошлой неделе в Баку прошло первое пленарное заседание Парламентской Ассамблеи тюркозычных стран (ТюркПА). Был принят Устав Ассамблеи, включающий 26 статей, сформирован секретариат и определен бюджет организации. Напомним, ТюркПА создана в 2008 году в Стамбуле при участии спикеров парламентов четырех стран - Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана и Турции.
Таким образом, с полным основанием можно говорить, что осень 2009 года стала этапной для развития тюркской интеграции. Обращает на себя внимание тот факт, что тема сотрудничества в гуманитарной области выделялась особо.
Именно культурное сотрудничество составляет сегодня основу тюркской интеграции, именно понимание того, что все эти народы имеют общую историю, язык и традиции, и их сохранение и преумножение возможно только общими усилиями, делает идею общетюркского взаимодействия такой живучей. Следующий саммит - 10-й по счету - планируется провести в 2010 году в столице Киргизии Бишкеке - в стране, которая считается прародиной современных тюрков.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции