Владимир Новосадюк, глава представительства РИА Новости в Молдавии.
Осень в Молдавии - пора свадеб. И чтобы не происходило в стране - финансовые кризисы, смены власти, прочие политические и экономические катаклизмы, - сотни свадебных кортежей будут, как ни в чем не бывало, продолжать утюжить городские магистрали и сельские улочки. А гости, среди которых довольно часто в одной компании могут оказаться ярые антагонисты по тем или иным проблемам, дружно веселятся за щедро накрытыми столами. Одним словом, свадьба - это святое!
Вот на такой свадьбе мы погуляли в минувший выходной. И, вглядевшись в лица сотен гостей, собравшихся в самом престижном кишиневском зале торжеств, пообщавшись с некоторыми из них, пришли для себя к очень важному выводу - в обозримом будущем именно они, банкиры и бизнесмены, будут тем якорем, на котором среди бушующих волн мировых кризисов можно будет удержать корабль под названием «Политическая стабильность Молдавии».
Сложилось такое впечатление, что они, наконец-то, начинают осознавать, что не политические интриги и личные амбиции, а экономическая стабильность станет в Молдавии плацдармом их бизнеса, а значит - осуществления национальных интересов всей страны.
Подобный вывод можно было сделать, сопоставив ряд важных для страны событий, прямыми или косвенными героями которых были некоторые из наших визави на этой свадьбе.
Кто не пустил племянника в Нацбанк
Эпопея с назначением в Молдавии нового главы Национального банка еще не завершена. Но одно в этой любопытной истории уже точно определено - племянник временно исполняющего обязанности президента Молдавии спикера парламента Михая Гимпу Корнелиу Гимпу не будет президентом Нацбанка, хотя ему до этого оставался один шаг, точнее одна ночь.
Дядя очень хотел видеть его на этом важнейшем для страны посту, который покинул по истечении очередного срока полномочий основатель банка суверенной Молдавии, человек, сделавший и укрепивший молдавский лей, легендарный банкир Леонид Толмач.
На эту должность было много претендентов. Но спикер остановил свой выбор на племяннике, который, по его мнению, в силу своего профессионализма как никто иной подходил на этот ключевой в молдавской экономике пост.
Справедливости ради надо отметить, что Корнелиу Гимпу, как говорят эксперты, неплохой банкир. Он трудится вице-президентом одного из крупнейших коммерческих банков страны. И, в отличие от другого племянника врио президента мэра Кишинева Дорина Киртоакэ, известен в узких банковских кругах как крепкий специалист.
И вот дядя накануне заседания парламента, на котором планировалось утверждение главы Нацбанка, называет его единственным кандидатом, которого он намерен выдвинуть. А на следующий день вдруг резко меняет мнение и, сославшись на то, что его обвинили в семейственности, снимает вообще этот вопрос с повестки дня законодательного органа страны. Будто только прозрел, узнав, что Корнелиу - это его родственник.
Молдавский люд загудел: кто сумел переубедить, как правило, непереубеждаемого Гимпу снять кандидатуру родного племянника? Назывались самые разные фамилии - от премьера Филата до каких-то румынских деятелей.
Но все оказалось проще и серьезнее. Вариант Гимпу, укреплявший его Семью, не подошел крупному молдавскому бизнесу. И поэтому ночью, в канун заседания парламента, ему последовал соответствующий звонок из МВФ.
Как рассказал мне источник, который всегда оказывался достоверным, недовольство Фонда было высказано прямым текстом и без экивоков.
Почему вино не всегда дарит радость
Одним из первых законов, который принял молдавский парламент, стал закон, точнее поправки к закону о винограде и вине. Суть их - разрешить молдавским виноделам экспортировать вино наливом.
Казалось бы, радоваться владельцам винодельческих компаний этому законодательному акту, который они-то, по сути, сами и пролоббировали. Но большой радости в разговорах бизнесменов, многие из которых сидели за свадебными столами в тот день, я не заметил.
Причин тому несколько. Скопившееся в огромных количествах за последние годы в Молдавии вино, после введения Россией эмбарго на его поставки из республики, тяжким долговым бременем висит на счетах предприятий. Кредиты надо выплачивать. Средств нет. Российский рынок, пока молдавские производители отсутствовали, заняли аргентинские, чилийские, испанские и иные виноделы.
Ладно, закон пробили, эмбарго снято. Но здесь новая напасть - политическая чехарда в Молдавии. Лихие предвыборные заявления как-то незаметно перетекли в день сегодняшний. А они, эти высказывания, напрягают многих, в том числе и Россию, которая однозначно заявила, что ей очень важна стабильность в Молдавии.
И приходится сейчас представителям молдавского бизнеса активно вторгаться в политику, вместо того, чтобы сосредоточить все свои усилия на удержании российского и иных рынков.
Сегодня в Молдавии на конкретных примерах можно вновь убедиться в правильности утверждения, что политика - это всего лишь концентрированная экономика. Взять такую щепетильную тему, как финансирование политических формирований во время затянувшихся избирательных кампаний. Ни для кого уже в республике не секрет, что одни и те же бизнесмены порой финансировали партии, стоящие на разных идейных платформах.
О чем это говорит? О всеядности и цинизме молдавского бизнеса? Эксперты считают, что нет, ни в коем случае. По их мнению, только таким, не хрестоматийным путем, можно было спасти Молдавию от падения в пропасть гражданского противостояния.
Получается, всем в Молдавии уже понятно, что не радикальная политика некоторых одиозных политиков нужна стране, а необходим здравый современный подход к политическому строительству собственного государства.
Только так, считают эксперты, Молдавия сможет выплыть в бурном потоке.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции