Недостаточная компетентность выпускников профильных для авиаотрасли вузов и ссузов заставила работодателей провести уникальный в стране аудит учебных заведений. Его результаты анализирует директор департамента управления персоналом Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алла Вучкович.
- Алла Александровна, почему возникла необходимость в проведении аудита? Сколько учебных заведений охвачено и как вы их отбирали?
- Слабая подготовка выпускников заставила констатировать: профильные российские учебные заведения не соответствуют полностью требованиям современного авиастроения. Для объективности результатов был проведен аудит приоритетных направлений подготовки специалистов для авиапрома. Наши выводы подтвердились.
Обследовано 78 вузов и 34 ссуза, где учится более 50 тысяч студентов. Ключевую роль при отборе играла географическая близость к нашим предприятиям. Кроме того, учитывалось наличие профильных специальностей и договоров о взаимодействии со структурами ОАК, состояние научной работы и кадров.
- В чем же проявляется несоответствие российского образования нуждам авиастроения?
- В ряде регионов профильные учебные заведения попросту не имеют необходимых для нас специальностей. В других выпускается недостаточное количество специалистов.
У выпускников не хватает знаний, чтобы эффективно работать в отрасли на современном этапе ее развития.
- Каких именно знаний не хватает выпускникам?
- Прежде всего – владения технологией управления жизненным циклом изделий - от проектирования до снятия с эксплуатации, что необходимо при организации производства. Слабо преподается материаловедение, особенно композитные материалы. А, к примеру, новая модель Boeing состоит из них на 70%.
Студенты инженерного профиля почти не имеют управленческих компетенций и знаний о проектировании самолета под заданную стоимость. Не преподается им и управление сетью поставщиков. Плохо с приоритетными для нас технологиями «бережливого производства».
- А что в последние годы изменилось к лучшему?
- В ряде вузов введен целевой набор, растет привлекательность наших вакансий. Сейчас у нас даже конкурс: на большинстве предприятий ОАК зарплаты выше средних по региону, а работают они стабильнее частных – свою положительную роль сыграл кризис. Производство восстанавливается, пошли серийные заказы, работа становится интересной.
- Каково сегодня состояния кадров и оборудования в вузах?
- Матбаза в целом слаба. Правда, в ряде учебных заведений требуемое оборудование есть. В рамках нацпроекта «Образование» были выделены деньги, и это принесло плоды. Чтобы в будущем ими могли воспользоваться другие учебные заведения, нужно ввести более жесткий контроль за ходом инновационной программы, под которую были получены средства.
С профессорско-преподавательским составом дела хуже. Главная проблема – его высокий средний возраст: 50-55 лет. Учитывая инерционность системы образования и непривлекательность ее для профессиональной карьеры и достижения финансового благополучия, эту проблему враз не решить. Чтобы через 5-10 лет произошел сдвиг, некие меры нужны сегодня. А они принимаются медленно. Если на предприятия молодежь пошла, то в преподаватели – пока нет. При всем уважении к профессорам и академикам, надо признать: в постпенсионном возрасте овладевать современными знаниями и методиками преподавания нелегко. Остается надеяться на совместителей, работающих и в вузах, и на предприятиях.
- Как можно исправить ситуацию?
- Оснастить учебный процесс оборудованием, повысить зарплату преподавателям. Но это решается на федеральном и региональном уровнях. А мы прилагаем усилия к модернизации учебных программ, организации практик и стажировок. Наши сотрудники присутствуют и на госэкзаменах.
ОАК совместно с вузами участвует в разработке профстандартов, дает экспертную оценку государственным образовательным стандартам.
- Образовательные госстандарты уже приняты?
- Стандарты третьего поколения и составленные в соответствии с ними программы «заработают» в 2010-2011 учебном году. Но они посвящены скорее тому, как учить, а не чему.
Мы же определили профстандарты по знаниям, умениям и навыкам в соответствии с квалификационным уровнем работника, охватив пять областей профессиональной деятельности – среди них «проектирование летательных аппаратов» и «постпродажное обслуживание». Профстандарты мы зарегистрировали в РСПП. Но есть проблемы с их внедрением.
- Каковы эти проблемы?
- Утверждаются профстандарты общественными объединениями предпринимателей, статус этих документов пока не определен, поэтому вузы не обязаны их учитывать. И хотя в Московском авиационном институте и Казанском государственном техническом университете им. А.Н. Туполева разработка программ по нашим стандартам ведется, все вузы мы таким «ручным методом» не охватим. Нужно активное продвижение профстандартов в профильное образование, а это дело исключительно государства.
Материал подготовил Иван Стерлигов (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости