МОСКВА, 2 окт - РИА Новости. Все задержки при реконструкции Большого театра вызваны тем, что проект реконструкции готовили российские архитекторы, которые не обладают опытом проектирования таких объектов, считает Давид Каплан, председатель совета директоров компании "Интэкс" ("Сумма Капитал"), владеющей контрольным пакетом акций генподрядчика реконструкции - "СУИПроекта".
"У нас в стране нет ни одного инжинирингового центра, который в принципе был бы способен полностью самостоятельно провести все необходимые работы по проектированию объекта, подобного Большому театру. Все считается на коленке. При строительстве мы используем схемы, технологии и методы примерно столетней давности", - сказал он в интервью РИА Новости.
По мнению Каплана, в идеале с самого начала нужно было брать не российский проектный институт, а международную архитектурную компанию, которая до этого выполняла проектные работы для объектов уровня театра Ла Скала, и дополнять ее российским проектировщиком, который уже переводил бы все заграничные решения на отечественные СНИиПы.
"Любой инвестор в России вам скажет, что качество работы отечественных проектных институтов аховое. Уже при строительстве постоянно приходится что-то дописывать, дорисовывать и так далее. Возьмите все объекты, построенные в РФ за последние 18 лет, и найдите среди них хотя бы один, который бы был возведен без дополнительных проектных работ", - обратил внимание собеседник агентства.
В то же время сейчас, отметил он, менять проектировщика реконструкции Большого театра - компанию "Курортпроект" - нецелесообразно.
"Тогда мы точно не успеем достроить театр до 2011 года. Прекрасный выход в этом смысле предложил Лужков: он просто заставил проектировщика брать субпроектировщиков на все те работы, которые тот не успевает сделать в срок, усилив таким образом проектный институт", - указал Каплан.
Он также подчеркнул, что уверен на 101%, что Большой театр завершат реконструировать в запланированные сроки - в 2011 году.
"Мы понимаем, насколько опаздывает проектный институт с решениями. Где-то на 90 дней, где-то на 20 дней, а где-то на 700 дней. И как бы плохо ни работал "Курортпроект", а также заказчик, пока ФГУ не возглавил Саркисов, 101%, что в 2011 году Большой театр будет. Критично по деньгам, по себестоимости, по решениям, но по времени некий запас еще есть, и мы успеем", - сказал он.
Государственный академический Большой театр России был закрыт на реконструкцию в связи с тем, что более 70% здания пришло в негодность. Реконструкция театра началась в 2005 году и должна была закончиться в 2008 году, однако завершение строительных работ было перенесено на 2011 год.
Медленные темпы реконструкции неоднократно подвергались критики со стороны властей. Например, в июле этого года мэр Москвы Юрий Лужков выразил свое недовольство ходом и темпами реконструкции Большого театра, указав генеральному подрядчику на необходимость "удвоить свое участие" на объекте. Позднее власти столицы сообщили о своем намерении более активно участвовать в реконструкции театра.
Кроме того, широкому обсуждению подверглась и стоимость реконструкции. В августе 2009 года Счетная палата РФ выступила с заявлением, что стоимость строительных работ в театре из-за грубых нарушений законодательства за период реализации проекта выросла в 16 раз относительно суммы, запланированной изначально.
В середине сентября московское управление СКП РФ возбудило уголовное дело по факту необоснованно израсходованных денежных средств, выделенных на реставрацию театра.
По данным следствия, в августе 2003 года между заказчиком, ФГУ "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации", и проектировщиком, ЗАО "Курортпроект", был заключен контракт на проектирование второй очереди реставрации и реконструкции театра на сумму около 164,329 миллиона рублей. Однако, по версии следователей, в 2003-2009 годах одни и те же работы по проектированию и подготовке рабочей документации оплачивались трижды, и все три раза получателем средств выступал "Курортпроект". В итоге, утверждает СКП, только за подготовку рабочей документации проектировщику выплатили почти 500 миллионов рублей.
Масштабная реконструкция Большого театра задумывалась для того, чтобы у театра появилось, прежде всего, продолжение основной сцены - арьерсцена, предназначенная для монтажа и быстрой смены декораций. Кроме того, помимо исторического фойе, дополнительных вестибюлей и буфетов, Большой театр получит подземную часть, где, в частности, будет располагаться склад декораций, рассчитанный на четыре-пять ближайших спектаклей. Планируется, что в результате строительных работ площадь театра увеличится на 50 тысяч квадратных метров.
Полностью интервью с Давидом Капланом читайте на сайте "РИА Новости - Недвижимость" www.riarealty.ru.