Ольга Галахова, театральный критик, главный редактор газеты «Дом актера», для РИА Новости.
В этот уикенд в столице Белоруссии Минске завершает свою работу шестой международный фестиваль студенческих театров «Тэатральны куфар» (в переводе «Театральный сундук»), за шесть дней работы которого показан 21 спектакль.
Простая арифметическая операция подскажет, что в день на двух площадках шло по три - четыре спектакля, добавим к нашему счету церемонию открытия и закрытия. География здесь представлена столь же впечатляюще – от театральных коллективов Белоруссии, России, Латвии, Литвы, Польши, ближних к Белоруссии стран, до театров, приехавших из Мексики, Ирана. Европа была представлена студенческими театрами из Бельгии, Великобритании, Германии, Сербии, Словении, Турции, Эстонии.
Мастер-классы дали представители Украины, Швеции, Филиппин. Дорога до Минска у филиппинца Ника Лизасо, заняла в общей сложности 14 часов. Примерно столько же добирались мексиканцы, которые к тому же копили деньги на дорогу два года. Коллективу из Великобритании ехать ближе, но и британцы из Бристоля устраивали в течение года акции, чтобы собрать деньги на авиабилеты. Коллектив из Польши в этот раз не затратил столько времени, сколько на поездку в Москву в прошлом году. Тогда они добирались до Первопрестольной 48 часов, поскольку ехали на свои личные средства на перекладных, так дешевле.
Несмотря на финансовый кризис, в Белоруссии находят деньги на проведение такого теафорума, и не для галочки, а с подлинной заботой о студенчестве. Прямо скажем, в России фестиваля такого размаха, обращенного к молодежи, пока нет. Во многом это связано с тем, что нет центра, вокруг которого бы бурлила и кипела фестивальная жизнь.
В Минске Белорусский государственный университет стал таким ядром. Здесь учатся 18 тысяч студентов, отстроены новые здания, занимающие несколько кварталов центра города. Уже пересекая границу России по железной дороге, бросается в глаза чистота, которая, возможно, была только в сталинской Москве. В Белоруссии же вылизана вся страна, не говоря о столице.
Руководство университета поддерживает фестиваль самым решительным образом. Билеты на спектакли фестиваля раздаются, но не продаются студентам. Все коллективы, выступающие в афише фестиваля, проживают в Минске с первого до последнего дня. Университетом также бесплатно предоставляется сценическая площадка. Оплачивается всем участникам проживание и трехразовое ресторанное питание.
На престижных «взрослых» фестивалях царит другая практика: театры отыгрывают спектакль и сразу же уезжают, не успевая ни посмотреть работы коллег, ни пообщаться друг с другом. На студенческих теафорумах существует принципиально другая установка: театры приезжают на весь срок фестиваля, чтобы не только отыграть спектакль и сразу сняться для общей радости организаторов, поскольку идет экономия бюджета, а посмотреть на то, что делают другие. Фестивальная жизнь здесь не заканчивается с показом спектакля, а идет полным ходом до 2-4 часов утра. В 2 км от Минска снят пансионат «Ракета», расположившийся в парке, где и отрывается театральная молодежь всего света.
За шесть лет своего существования фестиваль приучил город к себе. Билетов на всех не хватает, и почти все представления безбилетные студенты готовы взять с боем, и тогда приходиться работать охране в интеллигентно силовом режиме. А залы вмещают по 400, 600 мест.
В Москве таким центром мог бы стать МГУ, однако Театр МГУ лишили здания. Худрук этого театра Евгений Славутин и директор Ирина Большакова долгие годы работали без своей площадки. Международный фестиваль, который они начали проводить в Москве, также был вынужденно приостановлен, и через паузу в несколько лет, лишь в прошлом сезоне опять же за счет личного энтузиазма Евгения и Ирины возобновили в скромном формате.
А студенческий театр – мощное мировое движение со своей ассоциацией, взаимопомощью. Белоруссия мощно вписывается, интегрируется в эту ветвь, благодаря, прежде всего, заинтересованности в фестивале университета, а также энтузиазму главного режиссера фестиваля, режиссера студенческого театра «На балконе» Сергея Турбана, директору фестиваля, сотруднику управления культуры университета Екатерины Солодухи.
По словам Сергея они первый фестиваль сделали с испугу за месяц. Сейчас – совсем другое дело. «Если мы вначале получали 18 кассет, то начиная с четвертого фестиваля к нам приходит более пятидесяти кассет. Также мы ездим по миру сами и отбираем спектакли. Есть опасность превратить любой фестиваль в свой круг, показывать театральные работы, которые кочуют с одного фестиваля на другой, - говорит Турбан, однако мы стремимся каждый раз открывать новые имена, новые направления. Если на начальной стадии мы прикладывали усилия, чтобы о нас узнали, так же непросто было формировать программу, то сейчас у нас есть возможность выбирать. Мы расширили контакты. После знакомства с Председателем международной ассоциации студенческих театров Роббером Жерме (Бельгия), который дал нам много полезных советов, а также содействовал нашему вступлению в эту организацию, мы получили доступ к информации, а информация в деле фестиваля – один из самых важных факторов для организаторов».
Однако если сложится впечатление, что «Театральный сундук» живет при развитом социализме, то это будет в корне неверно. Денег не хватает, и организаторы экономят, где могут. Работает много волонтеров: подавляющие большинство переводчиков, гидов-координаторов - студенты, магистранты БГУ. Иностранные спектакли идут без перевода. Фуршеты накрываются сытные, но скромные, в том числе и когда принимает у себя ректор Сергей Абламейко. Язык в Белоруссии не стал разменной политической картой. Ректор на встрече говорил и по-белорусски, и по-русски, и по-английски.
Иностранцы, приехавшие в Белоруссию впервые, с удивлением отмечают два обстоятельства: чистоту города, вежливость и спокойствие людей, а некоторые коллеги из Восточной Европы высказываются и более радикально, полагая, что Запад ведет свою игру в Белоруссии, и за риторикой о демократии угадывается плохо скрываемый собственный политический расчет. «У нас есть глаза», - резюмируют гости.
На фестивале принимают участие разные коллективы. В студенческом театре могут играть как будущие профессионалы, так и те, кто предполагает посвятить себя совсем другой деятельности. В афише есть любительские коллективы, а есть те, кто стремятся к профессиональному статусу или уже таковой имеют. Однако, несмотря на эту градацию, можно отметить, что в целом уровень фестиваля с точки зрения театрального искусства высокий. Через спектакли вы многое можете узнать о том, что думает современная молодежь о мире, какой тип театра в цене, как ощущает себя молодой человек в обществе, какие барьеры на пути собственного формирования видит, чем живет его душа, о чем болит его сердце.
В польском спектакле из Силезского технологического университета города Гливице «Жожо, или Коалиции» мир сумасшедшего дома ничем не отличается от «здорового» мира – они копируют во всем этот внешний, якобы нормальный мир. Мексиканцы рассказывают историю, позаимствованную из газет, о судьбе молодых деревенских жителей, от отчаяния решивших эмигрировать и погибших на пути к этой цели. Социума, правда, тут больше, чем искусства.
Но вот сербы, которые привезли спектакль «Урок» по пьесе Ионеско (Театр «Бранко Крсманович», Художественная ассоциация Белградского университета) показали спектакль, в которых на равных присутствовали гражданское негодование и изощренная театральная форма. Они уподобили урок телешоу, в котором пять масок профессоров экзаменуют пять масок студенток. Здесь нет разницы между теми, кто не знает, как умножить дважды два, и теми, кто на ходу умножает миллионы на миллиарды. Мертвые знания, мертвые незнания. Главное, - попасть на телешоу. Нет ни стыда, ни вызова стыду. За темпераментом скрывается тотальное равнодушие к миру. Этот, полный фарса урок, идет в формате передачи, известной «Как стать миллионером».
На плакате, который сербские артисты также мне показали, изображен спасательный круг, из него тянется рука, чтобы удержать флаг Евросоюза. Главное, чтобы никто не потонул в ближайшей исторической перспективе, точнее не потонуло то, что помогает обществу оставаться людьми.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции