Современный университет немыслим без системы полноценного Интернет-доступа к мировым научным публикациям. Открыт ли он для российских вузов и как они им пользуются рассказала РИА Новости замдиректора Национального электронно-информационного консорциума (НЭИКОН) - объединения провайдеров и потребителей электронных научно-образовательных ресурсов - Ирина Разумова.
- Ирина Константиновна, каковы возможности доступа к современным научным публикациям у российских вузов? Что предлагает им НЭИКОН?
- Вузы, вступившие в консорциум, могут подписаться на множество электронных баз. Полная коллекция издательства Elsevier (Эльзевир) – 1,8 тысячи журналов и свыше 6 миллионов статей. Стандартный пакет крупнейшего поставщика научной электронной информации – EBSCO – десять баз данных, около 18 тысяч полнотекстовых источников и более 20 миллионов статей.
Для участников НЭИКОН есть две возможности доступа к этим ресурсам. Первая – подписка за свои деньги. Мы сотрудничаем с 25 зарубежными и шестью российскими издательствами, их продукцию покупают около 200 подписчиков, в основном университеты: Санкт-Петербургский госуниверситет (СПбГУ), Высшая школа экономики (ВШЭ), Российский государственный педуниверситет имени Герцена, Сибирский федеральный университет, Южный федеральный университет (ЮФУ), Уральский госуниверситет. Ежегодно они тратят на подписку по 10–20 миллионов рублей; крупные западные университеты – по 5–10 миллионов долларов.
Однако у российских университетов – те же ресурсы, что и у западных коллег. Дело в скидках, предоставляемых (пока) НЭИКОНу издателями – от 35 до 90 процентов: за счет консорциумного подхода и того, что Россия лишь недавно вышла на рынок этих услуг.
- Второй вариант – подписка за счет государства?
- Да, с 2005 года Роснаука выделяет для этого средства через федеральные целевые программы. НЭИКОН - исполнитель госконтрактов по двум ФЦП. По первой нам выделено 225 миллионов рублей, на них подписаны ресурсы 14 издательств, публикующих наиболее авторитетные журналы по пяти официальным приоритетным направлениям развития науки и техники.
В рамках второй ФЦП (по наноиндустрии) было выделено 350 миллионов рублей, часть этих денег идет на подписку участников национальной нанотехнологической сети – их список утвержден Роснаукой, среди них 39 крупнейших российских университетов.
Всего через НЭИКОН доступ к ресурсам за госсредства получили около 400 организаций.
- Сколько среди них вузов? В частности, из числа 59 победителей нацпроекта «Образование»?
- В 2008 году за свой счет подписались 105 вузов, 159 получили подписку бесплатно. На свои средства подписывается половина всех университетов, участвующих в консорциуме, за госсредства – три четверти. На Западе, думаю, каждый вуз подписывается на научные ресурсы за свои деньги.
Среди 57 «инновационных» вузов 48 участвуют в наших подписках. Но активно используют ресурсы из них 38.
- А кто лидер «по чтению»?
- Во всем мире есть прямая зависимость между уровнем использования электронных баз и количеством статей, публикуемых в университетах. В России лидеры по научному выходу СПбГУ, МГУ, ВШЭ, Нижегородский, Казанский и Томский госуниверситеты, ЮФУ, и они же – «по чтению».
- Сколько статей скачивает за год хороший российский вуз? Далеко нам до западных университетов?
- Мы ведем статистику лишь по подпискам на средства Роснауки и нескольким самым крупным платным ресурсам. В ВШЭ в 2007 году было открыто 144 тысячи статей. В МГУ в 2008 году - около 150 тысяч «бесплатных» статей и около 30-40 тысяч платных: здесь долгое время подписывались отдельные факультеты, сейчас подписка будет расширена. В СПбГУ библиотека подписывает ресурсы для всего университета, и использование бесплатных ресурсов в прошлом году было там примерно таким же, как в МГУ, зато из платных (иностранных) ресурсов было открыто около 200 тысяч статей.
Сравнение с западными университетами не радует. Участники НЭИКОН ежегодно загружают около 6 миллионов статей – примерно столько, сколько скачивает один крупный американский или европейский университет. И это не связано с плохим знанием английского. Российские научные журналы наши ученые читают даже хуже, чем зарубежные. Использование ресурсов растет, но скорость роста оставляет желать лучшего.
- Как стимулировать этот процесс?
- Мы озабочены именно этим. Но и на всех уровнях в исследованиях и образовании должно быть осознание абсолютной необходимости использования научной информации, она должна быть интегрирована в обучение. Вот на Западе преподаватель объявляет, что на следующем семинаре будет обсуждаться та или иная тема, и дает список статей для прочтения. У нас не так.
Ректоры должны быть заинтересованы в конкурентоспособности вуза, в его месте в национальной и международной иерархии, в рейтингах. Чиновники должны быть заинтересованы в конкурентоспособности нашей науки и образования. А уровень науки в стране и отдельном вузе оценивается по числу научных статей и их цитированию – нравится это нам или нет.
Государство через подписку и использование информации должно стимулировать рост числа и качества публикаций. Такова политика правительств многих стран, регулярно проводящих аудит вузов и по результатам выделяющих им финансы.
В России на государственном уровне это лишь пробуется – пока без особого успеха. А вот на уровне отдельных исследовательских учреждений есть прекрасно функционирующие системы оценки научной деятельности, и есть смысл распространять их опыт.
Материал подготовил Иван Стерлигов (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости