Вера Удовиченко, руководитель glomu.ru.
"Встречают по одежке, провожают по уму" – всем известная пословица в современном обществе стала не столько прописной истиной, сколько руководством к действию. Знание дресс-кода, умение одеваться, а значит, достойно представить себя на рынке труда – факторы, сейчас сравнимые по важности с квалификацией сотрудника.
Офисный дресс-код уже перестал быть чем-то экзотическим для русского уха и духа, хотя по исследованиям лишь 16% компаний ввели официальные правила для сотрудников. Тем не менее до сих пор идут споры о том, насколько он необходим, насколько строгим должен быть. Да и нужен ли он вообще?
Не так давно блоги, а вслед за ними и российские СМИ подхватили тему о якобы предъявляемых требованиях к сотрудникам "Газпром нефти". В Интернете появились документы, где подробно было расписано, в чем должны ходить на работу сотрудницы компании: им не разрешается носить одежду ярких расцветок, прически с распущенными волосами. Кроме того, на выбор предлагались названия брендов, чью одежду и обувь стоит покупать. Впрочем, как сообщили РИА Новости в пресс-службе "Газпром нефти", этот документ разрабатывался, но не был утвержден, поэтому попавшая в Сеть версия не соответствует действительности.
Само понятие "дресс-код" появилось в Великобритании более 100 лет назад, как средство отличить "своих" и "чужих". Палата Лордов и Палата Общин ввели на заседаниях свой собственный гардероб: отсутствие какого-либо аксессуара автоматически запрещало человеку присутствовать на заседании. Вместе с тем, дресс-код существовал в обществе задолго до того, как обрел название – любой отличительный признак в одежде того или иного сообщества, как например, масонский фартук или кипа, может быть расценен как элемент исторического дресс-кода.
По мнению эксперта в области деловой культуры, корпоративный дресс-код может зависеть от многих факторов - от возраста сотрудника, корпоративных цветов до имиджа главы компании. Иными словами, если руководитель предпочитает красный цвет в одежде, то, вполне возможно, что его вкус повлияет на требования к внешнему виду сотрудников.
Играет роль и менталитет – так, немецкие работодатели и работники крайне консервативны в своих предпочтениях, а итальянцы больше обращают внимание на бренды и их известность.
Как пояснила РИА Новости сотрудник одного из крупных кадровых агентств, российские компании, у которых есть корпоративный стиль одежды, учитывают внешний вид кандидата еще на этапе приема на работу.
"Формально или неформально кандидатов просматривают на соответствие стилю, принятой в компании культуре поведения – это касается как внешности, так и стиля одежды, интересов, интеллектуального уровня, - пояснила она. – Конечно, при приеме на работу в банк игривость и стиль "кэжуал" будет минусом, в то время как для консультанта спортивного магазина может оказаться плюсом".
Но бывают и исключения. По словам бывшей сотрудницы одной из крупнейших российских страховых компаний, о дресс-коде она узнала лишь после приема на работу:
"В процессе оформления документов необходимо было подписать документ, "Кодекс о корпоративном поведении", в котором было подробно прописано все, начиная от внешнего вида, заканчивая дисциплиной и поведением в офисе. Требования к одежде предъявляются такие – обязательный темный пиджак для женщин, классическая юбка, длиной до колена, однотонные колготки и закрытая обувь на среднем каблуке". По словам собеседницы агентства, за несоблюдение дресс-кода был предусмотрен штраф.
Представители одной из крупных сотовых компании на вопрос о дресс-коде ответили: "Нет, ничего подобного у нас нет". Работники крупнейшего авиационного холдинга заметили, что "все сотрудники и так понимают, в каком виде уместно присутствовать на работе".
Намного проще сотрудникам "творческих" профессий – в основном работодатели рекомендуют относиться к внешнему виду внимательно и не допускать "развязной" одежды. Так, сотрудники рекламных и пиар-агентств, глянцевых журналов не обременены особыми ограничениями.
Так, главный редактор мужcкого журнала о стиле GQ Николай Усков рассказал РИА Новости, что дресс-код для сотрудников не предусмотрен, но "требуется стиль, ухоженность и творческое отношение к собственной внешности". Идеальный сотрудник глянцевого издания, по мнению Ускова – "спортивный, ухоженный, одежда – по меньшей мере концептуальная".
Другого мнения придерживается известный модельер Вячеслав Зайцев: "Я положительно отношусь к дресс-коду на рабочем месте. Сейчас я начал делать корпоративную одежду для "Почты России". Полностью пытаемся одеть "Почту России" в корпоративную одежду, достойную, актуальную. Нужно, чтобы все сотрудники были эстетично одеты, вызывали восхищение и достойно представляли компанию".
В целом, Зайцев советует отдавать предпочтение классическому стилю. "Я считаю, что должен быть классический стиль, который является показателем хорошего вкуса. Классика должна доминировать во всех корпоративных одеждах. Я был в Лондоне, - добавил модельер. - Сидел, дожидаясь машины, и смотрел в окно – поразился элегантности людей, которые идут на службу в 9 часов. Английский костюм, строгий или клубный стиль, темно-синий, серый, темно-серый, в тонкую полоску. С голубой сорочкой и розовым галстуком, либо розовой сорочкой с голубым галстуком, темный пиджак с серыми брюками и, например, голубой сорочкой с желтым галстуком. Очень красиво, стильно и выдумывать ничего не надо. Нужно просто выбирать качественные вещи, опробованные временем".