Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
Совет директоров «Газпрома» 30 сентября утвердил инвестиционную программу и бюджет компании на 2009 год в новой редакции. Другими словами, российская газовая монополия, находящаяся под контролем государства, решала, что ей делать в условиях, когда зарубежные потребители сокращают закупки газа и оплату за него. Пока преодолевать последствия кризиса «Газпром» намерен, пользуясь своими монопольными преимуществами.
В уточненном бюджете «Газпрома» констатируется снижение доходов газовой монополии в этом году по сравнению с первоначальным финансовым планом, принятым в декабре 2008 года, почти на 408 млрд рублей - до 3,3 трлн рублей.
В связи с этим надо сокращать и расходы компании. Основной статьей сокращения расходов руководство «Газпрома» избрало капитальные инвестиции. Они будут сокращены по сравнению с декабрьским вариантом бюджета более чем на 216 млрд рублей, или на 31%, до 483,5 млрд рублей.
Но и этого будет явно недостаточно, чтобы свести бюджет газовой монополии. Спасительным кругом, за который руководство «Газпрома» хватается в очередной раз, станут внешние заимствования. Благо российского газового монополиста еще охотно кредитуют за рубежом. Финансовые заимствования «Газпрома» в 2009 году вырастут более чем в 3 раза с 90 млрд рублей - до 304,9 млрд рублей.
Экономия же на капитальных вложениях сильнее всего скажется на месторождениях полуострова Ямал, одного из самых перспективных центров газодобычи. Теперь запуск пилотного проекта на полуострове - гигантского Бованенковского месторождения сдвинут на год - до конца 2012 года.
Правда, запущенная недавно стройка на Сахалине - газопровод до Владивостока, который должен быть построен к саммиту форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в 2012 году получит намного больше денег, чем планировалось: 50 млрд рублей вместо 11,5 млрд рублей. Видимо, в основном за счет этого проекта общие расходы на Восточную Сибирь и Дальний Восток вырастут до 63 млрд рублей вместо первоначально запланированных 24,5 млрд рублей.
Не собирается «Газпром» экономить и на содержании своего центрального управленческого аппарата. По неофициальным данным из компании, они вырастут примерно на 9% со 149 млрд рублей до - 162 млрд рублей. Зато, как говорят в компании, в региональных «дочках» «Газпрома» зарплаты снизятся на 5%.
Как справедливо констатирует «Газпром» в своем официальном заявлении, основная причина изменения параметров проекта инвестпрограммы и бюджета на 2009 год - сокращение спроса на газ на всех рынках сбыта «Газпрома» и изменение цены на газ вследствие глобального финансово-экономического кризиса.
В том же заявлении «Газпром» подчеркивает, что намерен сохранить систему долгосрочных контрактов в качестве основы своей экспортной деятельности. Важнейшими принципами зарубежных поставок в «Газпроме» продолжают считать: выполнение обязательств покупателями по формуле «take or pay», т.е. «бери топливо или все равно плати за невыбранный по контракту газ»; и привязку цен на экспортный газ к ценовой корзине нефтепродуктов 6-9 месячной давности.
Но именно неуклонное следование этим негибким принципам привело к падению поставок «Газпрома» в конце 2008 - начале 2009 годов на 60%. Европейские потребители заместили тогда дорогое «газпромовское» топливо газом других поставщиков, гибко изменяющим цену на него на так называемом спотовом рынке, т.е. рынке мгновенных сделок.
Но в «Газпроме» уверены, что сейчас спотовый рынок не может стать заменой его долгосрочным контрактам. «Только долгосрочные контракты отвечают сегодня стратегическим интересам всех участников газового рынка», - подчеркивают в «Газпроме»
Поэтому сейчас в российской газовой монополии очень озабочены выбиванием денег из своих зарубежных партнеров по формуле «take or pay».
Из-за кризиса крупнейшие потребители российского газа в Европе - Германия, Италия и Турция - не выбирают в 2009 году минимальные объемы, предусмотренные контрактами с «Газпромом». Но по формуле «take or pay» итальянская ENI, немецкий E.ON, турецкая Botas и ряд других компаний все равно должны заплатить «Газпрому» неустойку в размере до $2,8 млрд.
Однако ни Турция, ни Италия, ни Германия не хотят платить, ссылаясь на освобождение от аналогичного штрафа, дарованное Россией Украине. В «Газпроме» же пока не настроены делать поблажки другим контрагентам.
Приходится констатировать, что преодолевать последствия кризиса «Газпром» хочет, продолжая делать ставку на свое положение монополиста, а не на рыночные механизмы. Но также очевидно, что в изменившихся условиях подобная политика будет малоэффективна. Российской газовой монополии необходимо проявить определенную гибкость для сохранения партнерских отношений с крупнейшими иностранными покупателями.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции