Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
1 октября 2009 года в России началась очередная призывная кампания. Помимо традиционных проблем, в этот раз военные комиссариаты столкнулись с дополнительными: экономический кризис и реформа структуры военкоматов.
В ходе этой призывной кампании планируется поставить «под ружье» 271 тысячу человек. Срок службы призывников составит один год.
Призыв в армию традиционно является одной из самых болезненных для российского общественного сознания тем. Особенно на фоне оживленных дискуссий о том, по какому принципу должны комплектоваться сегодня Вооруженные силы России. На сегодня этот принцип можно определить как смешанный. Число солдат и сержантов срочной службы в составе Вооруженных сил (без учета иных силовых структур, где проходят службу по призыву) в настоящее время составляет около 500 тысяч человек (из примерно 1,1 млн общей численности) и в дальнейшем эта цифра должна уменьшаться с одновременным увеличением числа военнослужащих контрактной службы.
Одной из главных причин уменьшения числа военнослужащих по призыву является изменение облика армии. Переход к Вооруженным силам постоянной готовности требует резкого повышения боевой готовности подразделений, чего трудно достичь при укомплектовании армии призывниками со сроком службы в один год. В настоящее время ряд подразделений во многих родах войск уже полностью или почти полностью перешел на комплектование по контракту. Так, практически не осталось призывников в плавсоставе ВМФ России, в Воздушно-десантных войсках.
Уменьшение числа призывников неизбежно еще и в связи с демографической ситуацией - в настоящее время достигли призывного возраста юноши 90-х годов рождения, когда рождаемость катастрофически упала. В связи с этим можно уверенно сказать, что политика направленная на уменьшение численности призывного контингента и постепенное замещение его на наиболее ответственных специальностях контрактниками - в настоящее время является единственно верной, если не сказать, единственно возможной.
В то же время с учетом российских условий полный переход на контрактную службу малореален - во-первых, это требует значительного увеличения затрат на содержание Вооруженных сил, во-вторых - Россия нуждается в сохранении определенного потенциала мобилизационного развертывания ВС на случай большой войны.
В итоге, пока призыв в армию планируется сохранить и после 2012 года, когда, по плану, должна завершиться текущая реформа Вооруженных сил.
Из указанных выше проблем с призывом, демографическая является самой серьезной, в связи с чем Вооруженные силы вынуждены ставить «под ружье» проблемных призывников, в том числе ранее судимых (правда, лица с неснятой или непогашенной судимостью призыву не подлежат). Кроме того, имеются проблемы с прохождением службы военнослужащими по призыву, набранными в ряде северокавказских регионов - в частях ВС РФ неоднократно отмечались столкновения между солдатами и сержантами различных национальностей.
Есть претензии и к состоянию здоровья тех, кто идет служить в армию. Их, однако, стоит делить на две группы - претензии к недобросовестному проведению медицинского обследования будущих защитников Родины и к общему состоянию здоровья контингента, которое в последние десятилетия, к сожалению, отнюдь не становится лучше, что уже вызывает проблемы с комплектованием родов войск с высокими требованиями по здоровью.
Ухудшается и образовательный уровень солдат - качество школьного образования во многих регионах России также оставляет желать лучшего, что затрудняет освоение военнослужащими современной боевой техники.
Свои проблемы есть и у структур, непосредственно отвечающих за призыв - военных комиссариатов. В настоящее время их число резко сокращается - в каждом субъекте РФ останется не более одного военного комиссариата, а привычные райвоенкоматы, резко уменьшившись по составу, будут преобразованы в отделы вышестоящих организаций. Кроме того, в дальнейшем планируется укомплектовать все военные комиссариаты исключительно гражданским персоналом Минобороны, отказавшись от использования в этих структурах военнослужащих.
Помимо реформирования, военные комиссариаты испытывают проблемы и с финансированием - кризис коснулся их напрямую. В результате ряд военкоматов до сих пор не рассчитался с медицинскими учреждениями за работу медкомиссий в ходе весеннего призыва и не имеет средств для оплаты их труда в осенний призыв.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции