Рейтинг@Mail.ru
Привокзальная зачистка - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Привокзальная зачистка

Читать ria.ru в
Дзен
С сегодняшнего дня с вокзальных площадей начнут исчезать торговые лотки с мороженым, палатки с шаурмой и напитками. В рамках Соглашения ОАО «РЖД» и Правительства Москвы с 1 октября на привокзальных площадях Москвы начнется процесс ликвидации торговых точек.

Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.

С сегодняшнего дня с вокзальных площадей начнут исчезать торговые лотки с мороженым, палатки с шаурмой и напитками. В рамках Соглашения ОАО «РЖД» и Правительства Москвы «О взаимодействии в области обеспечения качественного удовлетворения потребностей пассажиров, их безопасности на железнодорожных вокзалах города Москвы и прилегающих к ним территориях на 2009-2011 годы» с 1 октября на привокзальных площадях Москвы начнется процесс ликвидации  торговых точек.

О намерении начать с 1 октября убирать с привокзальных площадей стихийную мелкорозничную торговлю руководство РЖД объявило в конце августа, а за месяц до назначенного срока арендаторам были вручены уведомления о расторжении договоров аренды.

Согласно пресс-релизу самой РЖД, непосредственная зачистка привокзальных площадей начнется с закрытия коммерческих объектов, прилегающих к зданиям Ленинградского и Ярославского вокзалов. На местах палаток и лотков, по замыслу РЖД должны появиться лавочки и клумбы, из всех торговых объектов на внешней территории вокзалов останутся только вендинговые, иначе говоря, торговые автоматы.

Свою инициативу железнодорожники объясняют, прежде всего, заботой о потребителе. «Расположенные в хаотичном порядке палатки и киоски не соответствуют современным требованиям безопасности и качественного обслуживания пассажиров, а также ухудшают санитарную обстановку, - поясняет начальник Дирекции железнодорожных вокзалов Сергей Абрамов. - У вокзалов сформировалась среда, привлекающая асоциальные и криминальные элементы, бездомных животных».

Любой, кто бывал на столичных вокзалах, вряд ли станет спорить с этим утверждением. Но, как быть пассажирам, желающим перекусить перед отъездом или купить необходимые товары в дорогу. Их интересы будут соблюдены, ведь РЖД не ставит целью искоренить торговлю как таковую, но намерена упорядочить ее и перенести под крыши вокзалов. Это часть анонсированного плана по модернизации до 2010 года 77 вокзалов в городах с населением в 200 тыс. человек.

Собственно, намерение перенести торговлю с привокзальных территорий под крыши вокзалов, свидетельствует о том, что и чиновниками и железнодорожниками движет не только забота о здоровье и безопасности пассажиров, но и коммерческий интерес.

Мелкорозничная торговля на привокзальных площадях с точки зрения налогообложения практически бесконтрольна, потому что определить ее оборот попросту невозможно. Но, главное, доходы от аренды торговых точек,  минуя РЖД, идут в городские бюджеты. А арендаторы стационарных торговых точек внутри вокзалов будут исправно платить арендную плату железнодорожной компании, да и налоги со стационарных магазинов собрать легче. Причем, сама РЖД может не вкладывать ни копейки – достаточно выставить площади на аукцион, что компания и намерена сделать.

Разумеется, при реализации проекта неизбежны трудности. Во-первых, здания советских вокзалов изначально не приспосабливались для ведения торговли, поэтому организация на их площадях торговых точек потребует реконструкции, и, возможно, частичного закрытия зданий (это будет зависеть от конкретных проектов). Но, в случае удачного решения задачи, российские вокзалы станут многофункциональными комплексами.

Решение РЖД и городских чиновников пришлось не по душе самим торговцам. Они уверены – от ликвидации привокзальной торговли проиграют и предприниматели и покупатели. Если, кто от этого и выиграет, то администрации вокзалов, которые из-за отсутствия конкурентов, смогут взвинчивать арендную плату, да крупные торговые сети. Последние, мол, в связи с кризисом терпят убытки, и ликвидация привокзальной торговли принесет им дополнительную выгоду. Аргумент спорный. То есть, конечно, ликвидация конкурента всегда выгодна. Но оценочная доля привокзальных торговцев в общем розничном обороте крупных городов составляет доли процентов. Вряд ли эти крохи так уж важны для сетевых ритейлеров.

Что до интересов потребителя, то действительно переход торговли под крыши вокзалов, скорее всего, обернется подорожанием товаров. Сколь существенным оно окажется, будет зависеть от размеров арендных ставок и сложности работ по оборудованию торговых точек.

Впрочем, апологетам стихийной торговли расстраиваться не стоит. Во-первых, ликвидация объектов стихийной торговли вокруг вокзалов растянется на несколько месяцев, хотя бы потому, что еще не завершена полностью передача привокзальных территорий под управление РЖД. Во-вторых, часть торговых точек по соседству с вокзалами, например, в подземных переходах или вблизи станций метро, вовсе не будет ликвидирована, поскольку эти территории не попадают под юрисдикцию РЖД.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала