Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Очередные ракетные испытания, проведенные Ираном, обсуждаются СМИ всего мира. Очевидно, что Исламская республика продолжает совершенствовать свой ракетный арсенал. Каких возможностей достигли иранские ракеты к настоящему времени?
27 и 28 сентября в Иране прошли военные учения Корпуса стражей исламской революции (КСИР) «Маневры Великого Пророка - IV», в ходе которых официальные лица объявили об испытаниях ряда образцов ракетного вооружения. В первый день, по данным местных СМИ, военные провели пуски баллистических ракет малой дальности «Фатех» и «Тондар», а также опробовали системы залпового огня, а во второй испытали свои самые мощные баллистические ракеты «Шахаб-3» и «Саджиль».
Ракета «Саджиль» вызывает множество вопросов у экспертов. Многие утверждают, что отдельного проекта «Саджиль» не существует, а под именем «Саджиль» и «Саджиль-2» периодически для дезинформации запускаются ракеты «Шахаб-2» и «Шахаб-3».
Дальность ракеты «Шахаб-3» позволяет ей поражать цели на территории Израиля, Малой Азии, Балкан, России. На сегодня это, безусловно, самая мощная ракета в иранском арсенале.
Однако ракетный арсенал ИРИ далеко не исчерпывается «Шахабом-3». Иран располагает большим арсеналом ракет малой дальности (до 300 км), как управляемых, так и неуправляемых, которые могут использоваться для поражения целей в тылу противника и на поле боя. Ряд иранских неуправляемых ракет (реактивных снарядов) дальностью до 30-40 километров используется террористами для обстрела Израиля с прилегающих территорий.
Ракеты дальностью 300 и более километров разрабатываются в Иране, прежде всего с использованием технологий старой советской ракеты Р-17, известной на Западе как Scud. Оружие данного типа Иран в свое время приобрел у Ливии и Северной Кореи. Корейские модернизированные аналоги Р-17 послужили базой для технологических разработок в области строительства иранских баллистических ракет средней дальности.
Первые баллистические ракеты иранский КСИР (Корпус стражей исламской революции) получил в 1985 году, и вскоре Иран начал ракетный обстрел иракских городов, в ответ на аналогичные действия Ирака в ходе тогдашней ирано-иракской войны. Наиболее интенсивно обстрел ракетами SCUD-В велся в 52-дневный период 1988 года, названный впоследствии «войной городов». Тогда Иран запустил 77 ракет SCUD-В по Багдаду, Мосулу, Киркуку и Тикриту.
Затем на базе «Скада» Иран разработал ракеты «Шахаб-1» и «Шахаб-2» дальностью до 350 и 750 километров соответственно, и приступил к разработке ракеты «Шахаб-3», дальность которой превысила 2000 километров.
На базе ракеты «Шахаб-3» бала разработана ракета-носитель «Сафир», использованная для вывода на орбиту первого иранского ИСЗ «Омид». Считается, что в рамках этого проекта Ираном разрабатывается межконтинентальная баллистическая ракета.
Нужно отметить, что в разработке ракет Иран активно пользуется технологической помощью из-за рубежа, прежде всего китайской и северокорейской. Помимо технологий Китай предоставляет Ирану и готовые изделия - в частности баллистические ракеты CSS-8 (дальностью до 180 км). С помощью Китая Иран добился значительных успехов в совершенствовании своих ракет. Так, состоящая на вооружении Корпуса стражей исламской революции (КСИР) с 1996 года оперативно-тактическая ракета Nazeat-10, после модернизации получила дальность полета до 300 километров (против прежних 163). Модернизированная ракета была названа FATEX-110A.
Иранская ракетная программа стала одной из главных официальных причин развертывания системы ПРО США. Главным вопросом многолетней дискуссии вокруг ПРО является реальность угрозы применения Ираном своего ракетного оружия и уровень сил и средств, необходимый для парирования возможного удара.
В качестве альтернативы третьему позиционному району системы ПРО в Европе, который намеревалась развернуть администрация Буша, Россия неоднократно предлагала рассмотреть вариант развертывания ракет-перехватчиков непосредственно у границ Ирана - в Турции, Кувейте, возможно, в Ираке. Это значительно облегчило бы перехват стартующих с территории Ирана ракет, не представляя угрозы для российского ракетно-ядерного потенциала и мирового ядерного баланса сил.
Следует отметить, что в последнее время позиция США по вопросу ПРО изменилась, и в настоящий момент администрация президента Обамы предполагает развертывание в Европе ракет-перехватчиков морского и наземного базирования, способных поражать головные части ракет средней дальности, но не несущие угрозы для российских межконтинентальных баллистических ракет.
В то же время вопросом защиты от ракет средней дальности озабочены и в самой России - с учетом возможных изменений в иранской политике нельзя исключить того, что иранские ракеты будут представлять угрозу для нашей страны. И в этих условиях укрепление собственных сил ПВО и сотрудничество в рамках построения единой европейской системы безопасности, включая ПРО, является, наверное, единственным разумным выходом для всех игроков.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции