Рейтинг@Mail.ru
Отказываясь от Бога, Европа рискует скатиться к фашизму - патриарх - РИА Новости, 28.09.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)
Религия

Отказываясь от Бога, Европа рискует скатиться к фашизму - патриарх

Читать ria.ru в
Рай и ад возникают в человеческих душах, становясь категориями уже земной жизни, и современная европейская цивилизация, забывая Бога, сегодня снова рискует скатиться к ужасам фашизма, заявил патриарх Московский и всея Руси Кирилл на встрече с молодежью в понедельник в Витебске

ВИТЕБСК, 28 сен - РИА Новости. Рай и ад возникают в человеческих душах, становясь категориями уже земной жизни, и современная европейская цивилизация, забывая Бога, сегодня снова рискует скатиться к ужасам фашизма, заявил патриарх Московский и всея Руси Кирилл на встрече с молодежью в понедельник в Витебске.

Свое выступление перед многотысячной студенческой аудиторией предстоятель РПЦ построил на высказывании известного физика и философа Блеза Паскаля: "Между нами и адом, между нами и небом - только жизнь - самая хрупкая вещь на свете".

"Ад и рай - не являются наказанием за грехи или поощрением праведной жизни. Рай и ад - это категории нашей жизни", - сказал патриарх.

По его словам, и рай, и ад "возникают в наших душах", - в наших отношениях. "И если мы способны здесь исключить из своей души ад... быть внутренне сильными, духовными, хранящими голос совести - тогда здесь наступает рай", - отметил первосвятитель.

Этот рай, пояснил он, познается в любви, в соприкосновении с прекрасным, в творчестве, в энергии жизни.

Нравственность и религия

Религия, по словам патриарха, выполняет важнейшую функцию, помогая людям "интеллектуально контролировать свое нравственное состояние". "Религия переводит язык совести в конкретные, культурные, рациональные категории", - добавил предстоятель. И через это, по его словам, Божественный закон входит в правовую систему общества.

"Не убий, не укради, не прелюбодействуй - это уже рациональные категории", - отметил московский первосвятитель.

Он вспомнил о законах фашистской Германии и апартеиде в Южной Африке, охарактеризовав их как "попытки создания законов и режимов, оторванных от нравственности".

Патриарх убежден, что нельзя создавать нравственные законы, отрицая или забывая "законодателя" - того, кто наполнял силой голос пророков". Пример таких нежизнеспособных законов, по его словам, "проповедь марксизма", напоминавшая этическую проповедь Евангелия, но без Бога.

Еще одним страшным примером, отметил патриарх, стали слова Ницше: "Бог умер. Да здравствует сверхчеловек". По словам патриарха, опираясь на эти слова, фашисты перенесли учения об эволюции видов и естественном отборе на социум. В результате была узаконена возможность уничтожать более слабых во имя расчищения жизненного пространства для других.

"Если нет ни Бога, ни рая, ни ада, почему не пойти по такому пути, кто вводит ограничения? Их нет", - констатировал предстоятель.

Ошибка Европы

Патриарх подверг критике современную европейскую систему ценностей за отказ от христианских корней.

"Есть огромная ошибка и огромная опасность в современном развитии Европы. Этот набор истин, выросших из христианского закона (свободы и права человека), отрывается от религиозных корней. Опять "законодатель" не нужен", - сказал патриарх Кирилл.

"На наших глазах есть попытка повторить, еще раз наступить на те же грабли", - отметил первосвятитель.

По его словам, современный европейский подход к трактовке свобод и прав человека толкает общество к раскрепощению страстей, "в цивилизацию безумия".

Примерами такого безумия патриарх назвал уравнивание божественного закона о браке между мужчиной и женщиной с однополыми союзами, а также педофилии, эвтаназии. "Один австралийский философ договорился до того, что аборты можно заменить умерщвлением новорожденных детей, пока у них нет сознания... Одна английская баронесса, философ предлагает старикам, особенно больным заканчивать жизнь самоубийством", - сказал патриарх.

Эти "обескураживающие вещи произрастают", по его словам, из профессорской среды, что делает ситуацию еще более серьезной.

"Сегодня в современном потребительском богатом комфортном обществе выросшие из христианства идеи свободы и прав могут обернуться трагедией для человеческого общежития без сочетания с нравственным чувством", - убежден предстоятель РПЦ.

Хрупкость жизни

Обращаясь к молодежи, патриарх особо отметил, что взгляд молодого человека всегда оптимистичен, потому что молодости свойственно чувство защищенности (родителями, домом), чувство стабильности и прочности. Но не подкрепленные внутренним развитием личности, происходящие лишь от внешних обстоятельств, эти ощущения являются лишь иллюзией.

"Когда человек вырастает и сталкивается с жизненными проблемами, он начинает все переосмысливать, и с возрастом это переосмысление становится более критическим... Заставляет человека более глубоко проникать в суть вещей", - отметил патриарх.

И одна из главных задач молодого человека, по его словам, - приобретать мудрость, которая есть способность усвоить опыт предыдущих поколений. Именно мудрость, подчеркнул патриарх, "позволяет обрести надежность в хрупкой жизни".

"Внутренний человек"

Патриарх признал, что даже в самых благополучных обстоятельствах любая жизнь предполагает драмы и катастрофы. "А чтобы человек смог пройти жизнь, полную смысла, необходим "внутренний человек", от состояния этого "внутреннего человека" зависит то, что мы называем человеческим счастьем", - подчеркнул патриарх.

Такое внутреннее счастье, добавил он, не способны разрушить внешние обстоятельства. В пример он привел жизнь собственных родителей во время войны, которую они считали "счастливейшим временем", воспоминания ветеранов.

"А у нас электричество отключили, лифт встал, холодильник потек, и уже никакого счастья - ругань в семье... Нет электричества в цепи - цивилизация разрушается", - иронизирует первосвятитель.

Он также осудил оправдание разводов и других семейных конфликтов внешними условиями, такими как недостаток жилой площади.

Человек, резюмировал патриарх, становится очень слаб, отдавая себя во власть таких вещей, как комфорт, и только формирование "внутреннего человека" способно сделать его счастливым.

Формировать же эту "внутреннюю личность" патриарх рекомендует через "воспитание разума, воли и чувств".

При этом он понимает волю как "внутренние мышцы" человека. "Человек воспитывается, закаляется всегда через "не могу"... И в самом преодолении трудностей заложена огромная сила, способная поднять человека, сделать его содержательным, сильным, а значит, и благополучным", - подчеркнул предстоятель РПЦ.

Положительный герой

Но самое важное, что есть в человеке, по мнению патриарха, - это "способность отличать добро от зла, нравственное чувство, по сравнению с которым, "все остальное - вторично". "Именно эта способность делает человека человеком... Самая страшная потеря человеческой личности там, где человек перестает отличать добро от зла, начинает служить злу", - отметил первосвятитель.

Голос совести напомнил он, "звучит на протяжении всей истории", - "и на протяжении всей истории существует такое понятие, как положительный герой".

"Может быть, опасность нашего времени сейчас, - попытка изменить парадигму положительного героя", - отметил предстоятель. По его словам, этим героем всегда был былинный персонаж, жизнь которого была связана со святостью, а мировые СМИ сегодня навязывают нового героя, главное качество которого - богатство и успешность.

"Но народная душа это не принимает", - сказал патриарх. А если примет, предостерег он, то народ уже не сможет защитить родину, как это делали наши предки.

Идеал современной молодежи

Отвечая на вопрос о том, каким же должен быть современный молодой человек, патриарх подчеркнул, что он должен быть "способным реализовать себя в современной социальной среде, иметь определенный уровень образования, способность устанавливать коммуникации с другими", - но православный современный молодой человек должен везде оставаться православным.

"Нельзя быть православным дома и переставать быть им в университете, на студенческой вечеринке. Православие - это образ жизни", - считает патриарх.

Этот образ жизни, по его словам, проявляется, в первую очередь, "в системе мотивации своих поступков своими убеждениями, верой". Немотивированные поступки, добавил патриарх, - признак дурости, которая не всегда видна сразу.

Предстоятель также отметил, что современный православный молодой человек "должен быть нравственным, для него дружба должна быть дружбой, а любовь - любовью", а в браке он не должен "тянуть одеяло на себя". "Когда есть желание отдавать, не по принуждению, а по любви, - тогда семья становится очень крепкой", - заключил патриарх Кирилл и пожелал молодым людям именно таких отношений.

Патриарх выступал перед молодежью в концертном зале "Витебск", вмещающем более тысячи человек, его встреча с собравшимися в зале транслировалась для молодежной аудитории в летнем амфитеатре города, где насчитывалось около 6 тысяч студентов, еще тысячи следили за выступлением патриарха на площади Свободы.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала