МОСКВА, 28 сен - РИА Новости. Коллекции британской и русской гравюры, а также японской графики из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ) выложили в Интернет, сообщил на пресс-конференции в понедельник заместитель директора музея Михаил Гурвич.
После завершения первого этапа оцифровки пользователи Интернета могут увидеть более тысячи произведений искусства на так называемых сайтах-сателитах. Часть из них уже находится в открытом доступе на сайтах britishprints.ru и russianprints.ru.
Проект создатели технологии оцифровки картин - компании "ЭПОС" и финансирующая его компания JTI считают успешным: сайт, посвященный английской гравюре, посетило более 25 тысяч пользователей с момента его открытия, при этом 90% представленных на нем произведений искусства никогда не экспонировались. В настоящее время идет работа по оцифровке "жемчужины" собрания музея - коллекции импрессионистов.
Представитель компании JTI Такуши Секи отметил, что сотрудничество компании с российскими специалистами продолжается 10 лет.
Процесс оцифровки был показан на пресс-конференции на примере репродукции картины Клода Моне "Кувшинки". Он состоит в следующем.
Сначала фотоаппарат снимает небольшие участки картины с очень высокой четкостью в 200 мегапикселей, после чего специальная компьютерная программа "склеивает" разные фрагменты в одну картину и корректирует ее цвет таким образом, что он отличается от оригинала максимум на 2%.
"Качество изображения таково, что можно увидеть белое на белом и черное на черном", - сказал заместитель генерального директора компании "Эпос" Владимир Определенов.
Об эффективности технологии говорит, в частности, такой пример: в 2004 году при ее помощи удалось установить, что картина "Жизнь в большой гостинице" принадлежит кисти Малевича.
"При стандартной экспертизе - просвечивании ультрафиолетом - авторство картины установить не удалось, лишь после того, как был сделан цифровой снимок, стала видна подпись, которую художник оставил фиолетовыми чернилами, - рассказал Определенов.
Он также добавил, что технология является уникальной. От иностранных аналогов ее отличает наличие скорость с которой происходит оцифровка и очень тщательный контроль качества. При этом картины можно фотографировать не снимая со стены. "И картина может быть за стеклом - это не повлияет на качество изображение".
Таким образом, новая система позволяет четко идентифицировать произведения искусства и, как следствие, создавать электронные паспорта. Они, в свою очередь, могут пригодится для единого цифрового каталога культурных ценностей России, а также при необходимости могут помочь в розыске пропавших работ.
В персональный паспорт произведения искусства входят: его краткое описание, само изображение и определенное криптографическое (зашифрованное) содержание.
Вместе с тем, высокое качество изображения требует значительных объемов носителей для его хранения, так как размер одной фотографии может превышать 650 мегабайт при стандарте "обычной" фотографии - 2 мегабайта.
В фондах ГМИИ находится 670 тысяч единиц хранения, и пусть оцифрованы будут не все, хранение произведений искусства в электронном виде займет огромные объемы памяти.
Планируется, что в скором времени будет создан специальный депозитарий объемом 60 терабайт (это примерно 60 тысяч гигабайт).
Определенов также добавил, что на основе этой же технологии созданы постеры с изображением картин известных художников из коллекции ГМИИ, которые можно увидеть на стенах домов в центре Москвы.