Рейтинг@Mail.ru
Двадцатое столетие действительно завершилось - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Двадцатое столетие действительно завершилось

© Flickr / ➨ RedversЕС привлекателен для бывших восточноевропейских стран своим рациональным механизмом
ЕС привлекателен для бывших восточноевропейских стран своим рациональным механизмом
Читать ria.ru в
Дзен
Вторую половину 20-го столетия в Европе заполнила холодная война. Она завершилась быстрее, чем кто-либо мог ожидать. С момента окончания холодной войны, если говорить об изначальной трактовке этого термина, прошло два десятилетия. Из России, в частности, были слышны голоса – а действительно ли завершилась?

Ян ЧАРНОГУРСКИЙ, бывший вице-премьер Чехословакии и бывший премьер-министр Словацкой республики, Братиславская Высшая школа права, Словакия.
                              
 Вторую половину 20-го столетия в Европе заполнила холодная война. Она завершилась быстрее, чем кто-либо мог ожидать. С момента окончания холодной войны, если говорить об изначальной трактовке этого термина, прошло два десятилетия. Из России, в частности, были слышны голоса – а действительно ли завершилась? – и одновременно призывы к созданию новой архитектуры безопасности в Европе. Со стороны Запада пока нет ответа, во всяком случае, положительного ответа. Роль ключевой организации, обеспечивающей безопасность Западу, по-прежнему выполняет НАТО. Европейский Союз уже объединяет 27 государств, и постоянно есть желающие присоединиться к ЕС. Евросоюз успешно интегрирует в организацию своих членов, особенно, в экономической сфере. Общей внешней политики и политики безопасности пока нет.  И хотя, вероятно, она скоро появится, от заявления об общей внешней политике и политике безопасности до ее фактического создания – большая дистанция.

Можно предположить, что вопросы и ответы о новой архитектуре безопасности Европы будут зависеть от анализа ее структуры в прошлом. Уверенно можно сказать, что в таком анализе будет утверждение, что в прошлом к военным державам относились Россия, Германия, Франция и Великобритания. Из них сейчас военной державой осталась только Россия, а США взяли на себя роль западных военных держав. Вторым ясным утверждением будет констатация хороших отношений между Россией и Пруссией/Германией до начала 20-го века. Еще одним верным утверждением будет то, что когда Россия и западноевропейские страны согласились на мирные договоренности, такие соглашения были надежными и продлились довольно долго.

Примером является Венский конгресс 1815 года или Хельсинкский договор 1975 года. Новая парадигма европейской безопасности началась в конце 19-го – начале 20-го века с обострения противоречий между Россией и Германией. К этому добавились иные европейские противоречия, приведшие в результате к Первой мировой войне, а затем ко Второй мировой. Последовавшая холодная война закончилась 20 лет назад.

Россия вышла из холодной войны ослабленной, сократились ее размеры приблизительно до империи Петра Первого. Германия перестала быть военной державой, а Франция и Великобритания на самом деле тоже потеряли эту роль.  Соединенные Штаты вышли из холодной войны как будто победителем и 20 лет согревались в лучах своей победы. Однако им невозможно достичь победы в Афганистане,  в Ираке, когда иракцы выдавливают их со своей территории.  США должны были отказаться от планов своих предыдущих властей принять в НАТО Украину и Грузию. И самое последнее решение – отказ от планов строительства ПРО в Польше и Чехии и изменение конфигурации противоракетной обороны США.

Финансовый кризис начался в Соединенных Штатах и неизвестно, когда он закончится.  США уже не в состоянии распространять свою мощь по всему миру. Россия способна на это лишь совсем недалеко от своих границ. Новая архитектура европейской безопасности после окончания холодной войны приобретает новые контуры. Она уже началась. Дальше речь пойдет об их уточнении и в будущем, возможно, о подписании формального документа. Будет ли подписано международное соглашение о европейской безопасности (которое заменит Хельсинкский договор) в ближайшем будущем или нет – не так важно. Важным является то, чтобы большие европейские государства, в первую очередь континентальные, постоянно сближались друг с другом. Это тоже случается.  Россия рассматривает Германию как своего стратегического партнера в ЕС, а Германия не сопротивляется такому характеру отношений. Контакты России с Францией, Испанией или Италией тоже хорошие или лучшие в зависимости от разноцветия правительств в Париже, Мадриде или Риме. Великобритания колеблется между Европой и Америкой, а ее влияние на континенте идет на спад. Некоторые балтийские страны и государства Центральной Европы могут задержать развитие новой парадигмы безопасности разве что в пределах нескольких месяцев. НАТО свое будущее значение еще только предстоит завоевать на полях битвы в Афганистане. Независимо от того, как закончится война в Афганистане, НАТО не сможет удерживать принципиально иные отношения в сфере безопасности в Европе, нежели те, которых захотят решающие европейские государства.

Отсюда появляется новый элемент в Европе, которого раньше не было. Это «мягкая сила» Европейского Союза. ЕС привлекателен для бывших восточноевропейских стран своим рациональным механизмом. Европейский Союз укрепляет добрососедские отношения между своими членами. Брюссель издает множество внутренних инструкций и предписаний, которые становятся благодатными объектами для юмористов.

Однако, эти правила дали возможность устранить внутренние границы в ЕС, постепенно позволяют введение единой валюты, повышают степень свободы и безопасности граждан ЕС. Страны и народы, соседствующие с Европой, проявляют интерес к членству в Евросоюзе.

Привлекательность ЕС вызвала в республиках на постсоветском пространстве так называемые «цветные революции». Поддержку граждан получают те политики, которые обещают привести страну хотя бы к политической близости к ЕС. Европейский Союз должен переварить последнее большое расширение 2004-го года, на прием новых членов еще долго не следует рассчитывать. Различные выгоды ассоциированного членства ЕС может предлагать, и привлекательность Евросоюза все еще сохранится. Для России – это вызов, который должен быть разрешен, и никакие примеры из прошлого не помогут. Вызов Европейского Союза является мирным вызовом, и ответ Москвы может быть только мирным. 

«Мягкая сила» является пока новым элементом в структуре европейской безопасности. Это большой прогресс по сравнению с вооружением европейских армий, которые в прошлом стояли друг против друга. 20-е столетие в Европе действительно завершилось, рождается новая европейская архитектура безопасности.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала