Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Олег Басилашвили - московский петербуржец с грузинскими корнями

Олег Басилашвили, которому сегодня исполняется 75 лет, - идеал миллионов советских женщин. И это несмотря на то, что его самыми знаменитыми образами являются циничный Самохвалов из "Служебного романа", подлец Мерзляев из фильма "О бедном гусаре замолвите слово", бесхарактерный Бузыкин из "Осеннего марафона", потерянный пианист из "Вокзала для двоих" и просто Воланд из "Мастера и Маргариты".

Олег Басилашвили, которому сегодня исполняется 75 лет, - идеал миллионов советских женщин. И это несмотря на то, что его самыми знаменитыми образами являются циничный Самохвалов из "Служебного романа", подлец Мерзляев из фильма "О бедном гусаре замолвите слово", бесхарактерный Бузыкин из "Осеннего марафона", потерянный пианист из "Вокзала для двоих" и просто Воланд из "Мастера и Маргариты".

С акцентом

Олег Басилашвили родился в Москве, фамилия ему досталась от предков из Грузии. Как рассказывает актер, его прадед по отцовской линии в семье был младшим сыном, и когда его отец разделил имущество, то одному завещал дом, другому - землю, а самому младшему досталась старая лошадь.

"Сел он на эту лошадь, поехал по полю, а она идти не может, худая, кости торчат, еле переступает. Заплакал от горя. Навстречу - царская соколиная охота. Царь спросил: "Что ты плачешь?" Рассказал Кайсосоро историю о том, как получил в наследство лошадь, а наследство это - сдохнет через час-другой. "А землю тебе не дал отец?" - "Нет, не дал". -"Так сделаем: садись на свою лошадь и поезжай. Сколько она пройдет, это и будет твоя земля". Он сел, и лошадь шла целые сутки. И вся земля до горизонта оказалась его", - цитирует слова Олега Басилашвили People's History.

Потом эта земля недалеко от Осетии перешла к деду знаменитого актера, который в 20-е годы переехал в Тбилиси, а землю свою раздал соседям.

"Лет пять назад мы поехали с моей двоюродной сестрой в это село, - рассказал Басилашвили "Аргументам и фактам". - Нас очень хорошо встретили, я думал, это потому, что меня все знают, видели по телевизору. А люди говорят: "Какой телевизор, посмотри на наши руки, с утра до ночи работаем. И тебя хорошо приняли потому, что ты внук Ношревана Басилашвили, и кем ты там работаешь, не важно. Кстати, вот твоя земля, мы ее сохранили, хочешь - бери, поможем построиться, будешь здесь жить". Представляете, они до сих пор эту землю сохранили как нашу, семьи моего деда".

Дед был полковником царской армии. Когда его полк стоял в Польше, влюбился в бабушку Олега Басилашвили. Но военному жениться на иностранке было запрещено, деда разжаловали, и он пошел служить в полицию. По домашней легенде, однажды он отправил в тюрьму двух бандитов, фамилия одного из них была Джугашвили. В 1939-м его репрессировали…

"Его сильно били, и после этого он все русские слова стал говорить наоборот, - говорит актер. - Вместо хлеб - белх, вместо мама - амам. (…) Дед был больной человек, но он не был сумасшедшим. Я помню такой эпизод. Он сидит и показывает пальцем на портрет Сталина: "Кто такой?" Мама объясняет: "Это наш любимый вождь и учитель товарищ Сталин". Иначе говорить было нельзя - сразу посадят. Дед вдруг говорит: "Он бандит". Все онемели. "Я его опустил, - и он показал рукой вниз. Помолчал и добавил: "А потом он меня".

Отец актера был уже москвичом и "абсолютно русским человеком", говорил без акцента, но родным языком владел. Он был директором Московского политехникума связи.

"У него была немножко актерская натура - он любил, мягко говоря, фантазировать иногда. Например, он утверждал, в шутку, конечно, но серьезным видом, что Юрий Долгорукий - грузин. И когда поставили памятник Юрию Долгорукому, он сказал: "Пойдем, посмотрим Георгия Амзелидзе". Амзелидзе - это по-грузински Долгорукий", - рассказал актер программе "Вести. Подробности".

По материнской линии у Олега Басилашвили все - москвичи и священники. Его прадед по материнской линии был попом, а дед окончил духовную академию, был известным архитектором храмов. Мать Ирина Сергеевна Ильинская - доктор филологических наук, автор "Словаря языка Пушкина".

По прописке

Коренной москвич Олег Басилашвили по-грузински не говорит, хотя во время войны три года провел на исторической родине. "Помню эвакуация в Тбилиси, мы были прикреплены к столовой. Там давали коричневый суп, в котором плавали две макаронины. Больше ничего. До сих пор помню. Мне очень нравился этот суп. Как-то раз я взял свою порцию и мигом съел. Напротив меня сидел военный, офицер. И вдруг он сказал: "Мальчик, хочешь еще? Ешь мой". Я ел, а он плакал", - вспоминает актер.

В остальном детство у актера было обычным - как у всех столичных мальчишек того времени.

"…я вспоминаю себя приветственно машущим Иосифу Виссарионовичу. И вспоминаю себя на даче в Пушкино, когда мы с товарищем шли и ели мороженое с вафельками, а там стояли составы товарные с зарешеченными окнами, и возле часовые, и из этих душегубок руки какие-то бледные, и оттуда нам пытаются что-то сказать, а мы идем и спокойно едим эти вафельки. Я мог бы еще понять, если бы во мне шевельнулся справедливый гнев против врагов народа или воров, которых посадили. Ничего. Абсолютно. Это в нас было вбито, понимаете?" - делится актер с "Комсомольской правдой".

"А еще из детства помню ощущение неповторимого, щемящего теперь, счастья: мы с мамой идем по городу. Весна, голубое небо и такого же цвета платье на ней - в мелких белых цветочках. (…) Еще помню "военный дом" напротив, где жили только военные. Помню, как в конце 40-х там с каждым днем становилось все меньше горящих окон. Это первое впечатление от репрессий, о которых в семье при детях не говорили", - рассказывает Басилашвили в интервью "Известиям".

Еще в школьные годы его по-настоящему обворожил Художественный театр. "…Ты попадал не в театр, не в помещение, где прекрасные актеры говорили чужими голосами чужие слова. А я увидел миры. (…) И мне захотелось туда, в тот мир. Не в тот, в котором я жил, - мир контор, военкоматов, жировок. И я готов был не быть актером, а мыть полы там", - цитируются его слова на сайте rusactors.ru.

В лучшем театре в мире

После школы Олег Басилашвили поступил в школу-студию МХАТ на курс Павла Массальского. Вместе с ним на курсе учились Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков, Татьяна Доронина и др.

"…На моих глазах рождался театр "Современник", - рассказывает о тех временах Басилашвили белорусской "Деловой газете". - Я тогда учился на 4-м курсе, а Олег Ефремов, Лелик Табаков, Женя Евстигнеев и другие уже репетировали розовских "Вечно живых". Ну что мне стоило влиться в эту труппу?! Ведь все это мои друзья были! Но нет, они были заняты чем-то таким, что выходило за рамки общепринятого. Я же тогда думал: сначала будут экзамены, потом я получу распределение в какой-нибудь театр, где проработаю три положенных года, а потом, может, перейду в другой театр… В общем, думал, как все, как полагалось. А ребята из "Современника" делали не так, как полагалось. И добились очень многого…"

По воспоминаниям друзей, в Школе-студии МХАТ Олег Басилашвили считался одним из самых красивых и интеллигентных студентов. Он покорил сердце красавицы Татьяны Дорониной, и в 1955 году они отпраздновали скромную свадьбу.

По окончании школы-студии в 1956 году Доронину пригласили сразу в несколько театров. Басилашвили мечтал работать в Художественном театре, но его не взяли - "по бездарности", говорит актер.

"Мне же в то время было все равно куда ехать. Мог остаться в Москве, однако отец - он был военным, участвовал в Великой Отечественной, принимал участие в Сталинградской битве, даже получил орден Красной Звезды за это, и Сталинград был для него самым святым понятием - сказал: "Я отстаивал Сталинград. Тебе надо ехать туда". И я вместе с женой поехал в Сталинград", - рассказывает актер.

Но там молодые актеры были никому не нужны, и они уехали на родину Дорониной - в Ленинград, устроились в Театр Ленинского комсомола. Через три года их пригласил к себе худрук ленинградского Большого драматического театра Георгий Товстоногов. В этом театре актер служит до сих пор, несмотря на неоднократные предложения из Москвы. Но, по словам актера, уходить от Товстоногова было неразумно, "потому что это был лучший театр в мире".

Так Петербург стал для москвича Басилашвили "рабочим местом в высшем смысле этого слова". "Кроме того, - говорит он, - здесь закончилась моя первая личная жизнь, начатая еще в Москве, в студенческие годы. Мы приехали вместе в Ленинград, к Товстоногову и разошлись".

Первое время актер у Товстоногова играл мало, но потом стал "обрастать ролями". Актеру было порой очень сложно, однажды он даже хотел покинуть БДТ и вернуться в Москву. Товстоногову, видимо, передалось его настроение, и он сказал: "Олег, я чувствую, что вы хотите уйти из театра. Я вас прошу этого не делать, вы мне очень нужны".

Самые знаменитые роли актера в БДТ - Хлестаков в "Ревизоре" по Гоголю, Серпуховский в "История лошади" по Толстому, Басов из "Дачников" по Горькому, Джингль из "Пиквикского клуба" по Диккенсу, Мамаев из Островского "На всякого мудреца довольно простоты", Войницкий из "Дяди Вани" по Чехову. Басилашвили считает лучшей ролью в театре работу в спектакле по пьесе Шукшина "Энергичные люди".

Будь он полегкомысленнее…

В кино Олег Басилашвили дебютировал в 1956 году ролью Андрея Андреевича в фильме "Невеста". Он работал с такими известными режиссерами, как Михаил Швейцер, Семен Аранович, Карен Шахназаров, Анатолий Бобровский, Владимир Краснопольский и Валерий Усков.

Но наибольшая популярность к Басилашвили пришла после ролей Самохвалова в комедии "Служебный роман", графа Мерзляева в фильме "О бедном гусаре замолвите слово", Платона Громова из "Вокзала для двоих" (все - режиссера Эльдара Рязанова) и Андрея Бузыкина в "Осеннем марафоне" (Георгия Данелия).

Кстати, Олег Басилашвили мог сыграть у Рязанова раньше - в комедии "Ирония судьбы, или С легким паром!", ему досталась роль Ипполита. На него даже уже сшили костюм, и отсняли несколько эпизодов. Но у Басилашвили умер отец, и актер от съемок отказался. Рязанов заменил Басилашвили на Юрия Яковлева, но в картине Басилашвили все же появился - именно его фото Надя поднимает из сугроба.

Несмотря на цинизм, подлость, карьеризм и слабость своих знаменитых персонажей, Басилашвили стал любимцем всех советских женщин.

Самой громкой киноработой актера в последние годы стала роль Воланда в сериале "Мастер и Маргарита" Владимира Бортко, у которого он до этого снялся в "Идиоте" по Достоевскому. С этим булгаковским романом связывают много мистических совпадений, в которые Басилашвили, впрочем, не верит, считая все разговоры об этом "саморекламой".

Московский петербуржец и петербургский москвич

Олег Басилашвили - один из самых политизированных представителей российского искусства. В начале 90-х был народным депутатом РСФСР (РФ), входил в парламентскую фракцию "Радикальные демократы".

"Я был народным депутатом Российской Федерации. Входил в группу людей, имеющих общую цель - убрать власть, которая довела страну до полного экономического, политического, морального краха. Требовался лидер, который бы повел за собой не только нас, но и весь народ. Таким лидером оказался Борис Николаевич Ельцин", - сказал он в интервью "Театральным Новым известиям ТЕАТРАЛ".

Актер вспоминает, как в мае 1990 года на первом Съезде народных депутатов РСФСР решался вопрос, станет ли Борис Николаевич председателем Верховного Совета. В его поддержку поступали сотни телеграмм со всех концов страны.

"Я решил, что свое слово должны сказать и артисты БДТ, - рассказывает актер. - И вывесил в театре большой лист бумаги со словами: "Мы, артисты Большого драматического театра, выражаем свою поддержку Борису Николаевичу Ельцину". И призвал желающих поставить свои подписи. На другой день я вернулся в Москву, на съезд, и в фойе Большого кремлевского дворца прикрепил к стене эту бумагу. В перерыве выхожу - и что же вижу? Поперек нашего воззвания красуется огромная фига. Это коммунисты нарисовали. Дескать, вот вам!".

Сегодня Олег Басилашвили не заседает в Госдуме, но по-прежнему придерживается своих политических взглядов романтика-максималиста и внимательно следит за тем, что происходит в российском обществе.

"А как иначе?! - восклицает он. - Не интересоваться политикой может только равнодушный или житель вполне благополучной страны. О нашей такого не скажешь, хотя очень хочется, чтобы хоть внуки, правнуки могли так сказать. Я очень хочу, чтобы наша страна наконец развивалась правильно - демократически: я имею в виду и политику, и экономику. Чтобы никто не мог помешать эволюции. Свобода слова, выбора, многопартийная система, свобода выезда, право на получение любой информации - пока мы это имеем, есть надежда. Нам уже есть, что терять. И мы уже теряем. Нужно сделать все, чтобы не потеряли".

Сейчас Олег Басилашвили живет в Северной столице вместе с женой, журналисткой Галиной Мшанской, благодаря которой, по его словам, "приобрел знание того, что женщина может быть предана до последней капли крови". Их старшая дочь работает там же, где и мать, на петербургском телевидении, а младшая Ксения - корреспондентом радиостанции "Эхо Москвы". Олега Басилашвили также можно увидеть на канале "Культура" в его передаче "С потолка".

На вопрос "Новых известий" о том, какой город коренному москвичу с польско-грузинскими корнями, живущему в Санкт-Петербурге, ближе, Олег Басилашвили отвечает: "Вы знаете, я гражданин мира, без лишнего пафоса. Мне хорошо везде, где хорошо. Я московский петербуржец и петербургский москвич".

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и  открытых источников

Рекомендуем
Тепловоз проехал в тестовом режиме по железнодорожной части Крымского моста
В Киеве пообещали отреагировать на запуск поездов по Крымскому мосту
Белая крыса
Прогноз на год Белой Крысы: гороскоп для знаков Зодиака на 2020-й
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала