Рейтинг@Mail.ru
Выбор РИА Новости: Главные события недели в культуре - РИА Новости, 25.09.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Выбор РИА Новости: Главные события недели в культуре

Читать ria.ru в
Дзен
Новости на этой неделе выдались на удивление приятные: к нам решили приехать U2; Большой театр, вопреки собственным заявлениям, взял да и назначил музыкального руководителя; в "Гараже" открылась основная экспозиция Московской биеннале, а все остальные уважающие себя арт-площадки оказались заняты параллельными программами и специальными проектами.

МОСКВА, 25 сен - РИА Новости. Новости на этой неделе выдались на удивление приятные: к нам решили приехать U2; Большой театр, вопреки собственным заявлениям, взял да и назначил музыкального руководителя, да не кого-нибудь, а Леонида Десятникова; в "Гараже" открылась основная экспозиция Московской биеннале, а все остальные уважающие себя арт-площадки оказались заняты ее параллельными программами и специальными проектами; власть предержащие вдруг обратили внимание на достопримечательности российской провинции. И только в Питере, по сезону, стояло уныние: "Охту-центр" все-таки разрешили.

Бог из машины

Перед началом сезона гендиректор Большого театра Иксанов устроил рутинную, казалось бы, пресс-конференцию, на которой обещал огласить планы на ближайшее будущее. Никаких сенсаций никто не ждал.

И тут появился Леонид Десятников. И оказалось, что главного дирижера в Большом, как и говорилось после отставки Ведерникова, не будет, а вот музыкальный руководитель появится - как раз Десятников. Для такой консервативной, в общем, институции, как Большой театр, это невероятно сильный ход. Правда, сам новый музрук совершенно не собирается устраивать в ГАБТе революцию - он утверждает, что в репертуаре должно быть много итальянской и русской классики, а самого себя считает скорее промежуточной фигурой.

На той же пресс-конференции Большой театр - впервые в своей истории - озвучил репертуарные планы на три сезона вперед. В кулуарах уже давно обсуждалось возвращение в Москву Анатолия Васильева: он будет ставить в Большом "Дон Жуана", а дирижировать при этом будет Теодор Курентзис. Кирилл Серебренников дебютирует в ГАБТе "Золотым петушком" Римского-Корсакова (за дирижерским пультом будет стоять Василий Синайский). В 2011 году сезон должен открыться уже на новой сцене - "Русланом и Людмилой" в постановке Дмитрия Чернякова, под управлением Владимира Юровского.

Из балетных сенсаций - "Утраченные иллюзии", которые ставит бывший руководитель балета Большого Алексей Ратманский на специально заказанную под этот проект музыку Леонида Десятникова, "Апокалипсис" французского авангардиста Анжлена Прельжокажа на музыку французского же диджея и электронного музыканта Лорана Гарнье и Chroma Уэйна Макгрегора.

Сто цветов

Граждан России, в большинстве своем уверенных, что "Черный квадрат" любой может нарисовать не хуже Малевича, продолжают приучать к актуальному искусству.

В столице началась 3-я Биеннале современного искусства, проекты которой заполнили все выставочные площадки, от Третьяковской галереи до фабрики "Красный октябрь". Всю неделю открывалось по пять-шесть выставок ежевечерне. Самой громкой стала основная экспозиция в "Гараже" - проект "Против исключений", куратором которого был Жан-Юбер Мартен; тот самый Мартен из Центра Помпиду, который устроил в восьмидесятые годы выставки "Париж-Москва" и "Москва-Париж", а позже привез в Россию выставку "Эпоха открытий".

В проекте Мартена задействованы художники пяти континентов; творчество австралийских аборигенов соседствует с провокационными британскими инсталляциями, и все это дополняется птичьим чириканьем: в некоторых проектах участвуют живые куры, амадины, черепахи и скорпионы.

По сусекам

Глава государства, собравший 18 сентября Совет по культуре и искусству вместе с президиумом Госсовета в Великом Новгороде, вспомнил, что в России огромное количество объектов культурного наследия, а для развития туристического потенциала страны они толком не используются.

Медведев посетовал на отсутствие должного финансирования и развитой инфраструктуры, а также на неважное состояние большинства памятников. Иными словами, этот самый потенциал надо еще в чувства привести, а потом уже извлекать выгоду. В качестве нашатыря президент предложил тандем государства и бизнеса, то есть государственно-частное партнерство, которое само по себе не новость, но в таком контексте - вполне.

Один из вариантов - передача государством частным лицам в собственность, долгосрочную аренду, или же а доверительное управление усадебных комплексов. При этом тот, кому передается объект, финансирует реставрационные работы и содержание памятника, за что имеет возможность построить на территории комплекса, например, гостиницу.

Несмотря на внешнюю привлекательность такого предложения и, в частности, отмену моратория на приватизацию памятников культуры, очередь из желающих стать собственниками старинных усадеб, как отмечал ранее глава Росохранкульутры, не выстраивается: во-первых, не закончен процесс разграничения памятников на федеральные и муниципальные, а во-вторых, на собственника накладывается огромное количество ограничений.

Возможно, процесс пойдет быстрее, когда федеральные и муниципальные власти наконец разберутся, кто за что отвечает. Президент велел поторопиться.

К нам приедет, к нам приедет

Столичные критики и поклонники рока уже давно говорили, что Москву посетили все коллективы, заслуживающие внимания, кроме, пожалуй, U2 и Radiohead. Теперь для недовольства будет еще меньше поводов - в четверг легендарная ирландская четверка U2 включила российскую столицу в гастрольный график. На ее официальном сайте московский концерт записан на 25 августа 2010 года, стадион "Лужники".

Это событие не могло пройти незамеченным, и буквально через час после исторического для столичного рока объявления весь Рунет пестрел восторженными заголовками "Наконец-то..", "Дождались!", "U2 в Москве". Такая реакция вполне естественна не только потому, что U2 считается на сегодняшний день одной из самых популярных и успешных групп в мире, но и потому, что дублинская четверка приедет в столицу в рамках мирового турне, который критики всего мира успели записать в лучшие шоу XXI столетия.

Вертикаль власти

Во вторник, 22 сентября правительство Петербурга решило поставить точку в многолетних препирательствах и утвердило проект строительства "Охта-центра" с 400-метровым небоскребом. Благо, общественные слушания прошли, а комитет по строительству и землепользованию разрешил превысить высотный регламент в 4 раза.

Но, видимо, ситуация уже дошла до такого состояния, когда решить все росчерком пера уже нельзя. Уже после оглашения вердикта за город вступилась Росохранкультура. "Исторический центр Санкт-Петербурга является объектом ЮНЕСКО, мы не заинтересованы, чтобы нам высказывались претензии со стороны международных коллег", - сказал в среду в эфире "Эха Москвы" глава службы Кибовский.

На шлись противники строительства и во властных структурах - спикер Совета Федерации, лидер "Справедливой России" Сергей Миронов назвал небоскреб "вызовом петербуржцам, вызовом российскому и мировому общественному мнению".

Споры о строительстве башни стали неотъемлемой частью городского ландшафта: большая часть культурной общественности пишет письма президенту и премьеру с просьбой повлиять на ситуацию и ходит на марши, а горстка отщепенцев (в лице Михаила Боярского и композитора Игоря Корнелюка) снимается в роликах для телевидения, где мечтают о прекрасном будущем города, в котором будет 400-метровый небоскреб.

Однако на этой неделе в спор вмешались федеральные власти и перед Петербургом встала вполне реальная угроза, о которой все, кажется, в спорах о красоте ландшафтов позабыли. Город может расплатиться за высотную доминанту и газпромовские миллионы лишением своего статуса "музея под открытым небом".

В среду секретарь комиссии РФ по ЮНЕСКО Григорий Орджоникидзе напомнил, о том, что постановили еще три года назад: "в случае выдачи разрешения на строительство именно в таких параметрах, комитет примет решение о переводе номинации "Санкт-Петербург" и связанных с ним окрестностей в список объектов, находящихся под угрозой".

Получается, что за дискуссиями о том, откуда будет видна башня и насколько она красива, петербургская общественность забыла о главном. О том, что "Охта-центр" - это, в первую очередь, деньги. В 2006 году правительство боролось за право построить комплекс именно потому, что вместе с ним в город придут миллионы - и это главный аргумент сторонников башни. Они искренне верят, что пресловутые миллионы не исчезнут в карманах чиновников, а пойдут на городские нужды. Противники же строительства убеждены: "Охта-центр" обойдется городу слишком дорого. Нужно выбирать: или памятник, или газпромовские миллионы. Если выберут последнее - можно лишиться главного козыря и, возможно, большой части федерального бюджета. Гарантии же, что газпромовские миллионы не осядут в карманах - как всегда, нету.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала