Рейтинг@Mail.ru
Когда рядом с дураками радостно - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Когда рядом с дураками радостно

Театральный гид

© Фото предоставлено дирекцией фестиваля "Конгресс дураков"Когда рядом с дураками радостно
Когда рядом с дураками радостно
Читать ria.ru в
Дзен
С 9 по 19 октября Театр им. Н. Сац будет оккупирован «дураками». Они проведут здесь свой второй конгресс под предводительством Славы Полунина. Тут же, под крышей огромного здания детского музыкального театра, найдется место и для тех, кто захочет получить «дурацкое образование».

Ольга Галахова, театральный критик, главный редактор газеты «Дом актера», специально для РИА Новости.

С 9 по 19 октября Театр им. Н. Сац будет оккупирован «дураками». Они проведут здесь свой второй конгресс под предводительством Славы Полунина. Тут же, под крышей огромного здания детского музыкального театра, найдется место и для тех, кто захочет получить «дурацкое образование». Утром и днем будут идти занятия школы для «дураков», мастер-классы, показы, встречи с «ведущими дураками Европы и Америки».

Конгресс завершится гала-концертом, в котором примут участие клоуны из Великобритании, Франции, США, а также из Украины и России. И еще - те российские клоуны, которые живут то за границей, то в России. Это Леня Лейкин и сам Слава Полунин.
В прошлом году, когда Полунин проводил свой первый конгресс, он настоял на своих старых связях и собрал под крышей фестиваля тех, кого давно знает и любит. Со своими программами приехали, например, король клоунов Джанго Эдвардс, эксцентрик Лео Басси.

Басси вел свой агрессивный диалог с публикой, как всегда, в брутальной манере. Он вопрошал: «Где я нахожусь?», неодобрительно оглядывая малую сцену театра. Его искренне интересовало, зачем зритель притащился сюда, на московскую окраину. Потом публика получала по полной программе. Ее шантажировали тем, что торт, с которым клоун шел вдоль рядов, жадно оглядывая лица зрителей, мог впечататься в лицо любого. Разбивая кувалдой арбуз, Басси весело смотрел на первые ряды: долетела ли до зрителя арбузная крошка?

Джанго Эдвардс предпочитает другой способ общения. После своего спектакля он выходит на улицу и старается с каждым зрителем попрощаться: мужчинам жмет руку, пожилым мужчинам говорит «папа», а пожилым женщинам - «мама», обнимает красивых девушек. Джанго имитирует близость с прекрасным полом в течение нескольких секунд, а затем перекидывается на «папу» или «маму».

Эти клоуны — асы по знанию зрительской психологии. Они могут управлять аудиторией огромных залов и легко идут на камерный контакт. Им ничего не страшно. Они освободились от страхов на пути формирования собственной артистической личности.

Джанго до сих пор уморительно рассказывает, как наши власти выслали его в первый раз из СССР, когда он догола разделся на сцене. Полунин тогда умолял Джанго этого не делать, зная о возможных последствиях. Джанго клятвенно пообещал, но, выйдя на сцену, разделся. Потом он сказал: «Пойми, я бы не был клоуном, если бы не сделал этого». «Голый, а совсем не стыдно», — сказала зрительница из Санкт-Петербурга, принадлежащая, по классификации Эдвардса, к «мамам», посмотрев этот номер Джанго в конце восьмидесятых на международном фестивале «Караван мира».

В этом году Полунин собрал в Москву клоунаду, мало известную у нас. Будет интересно посмотреть, как изменился за эти годы облик шута.
Для прежней генерации (к ней принадлежит и сам Слава), которая формировалась в семидесятые годы прошлого века, было важно освободить человека от табу, раскрепостить зрителя. Судя по тому, что происходит сейчас, мировая клоунада, думая о развлечении, в большей степени размышляет над тем, как очеловечить мир, как через смех привести зрителя к осознанию того, что нет ничего важнее, чем поселить в своих душах доброту.

Вот что говорит клоун из Нью-Йорка Питер Питофский о предназначении шута: «Быть клоуном, кажется, весело. Мне нравится пытаться рассмешить людей. Но чтобы быть настоящим клоуном, вы должны стать одним большим сердцем, способным дарить людям любовь». Француз Мишель Сарунак, поставивший спектакль «Приласкать всех», похож на большого ребенка. Его маска — наивное простодушие. Его соотечественника Жюльен Коттеро, клоуна, мима, звукоподражателя и поэта, сравнивают с нестареющим Питером Пеном и вечным Чаплиным. Жюльен награжден премией Жана Батиста Мольера — самой престижной театральной наградой Франции. Он утверждает: «Клоунада — лучший путь к принятию мира и превращению страдания в повод для смеха».

Если французские «дураки» часто философы смеха, то клоунада Великобритании будет смущать зрителей пародией на кумиров. Например, Джонни Мелвилл - супермен, подвергающий издевке сам этот типаж. Посмотрите его пародию на Сталлоне или Де Ниро, в которых клоун высмеивает голливудского сверхчеловека. Другой гость из туманного Альбиона, Поль Морокко с группой “OLE”, сочетают эксцентрику с цирковыми трюками, вмонтированными в музыкальные пародии на фламенко, на рок, свинг. Об этом клоуне пишут, что «он играет на гитаре, как Пако де Люсия. Поет, как Паваротти». Такие сравнения, конечно, интригуют.

Крис Линам, тоже гость из Великобритании, - один из немногих, кто примет участие в гала-концерте во второй раз. Сейчас он сотрудничает с Полуниным и играет в его «сНЕЖНОМ шоу» Его определили как «сюрреалистическое беспокойное существо». В арсенале Криса — нападки на зрителей, пиротехника, акробатические трюки, летающие саксофоны, извлечение абсурдных звуков из музыкальных инструментов и многое другое, что подсказывает Линему его живое воображение. Его аттестуют как «странного и необычного шута», а его искусство — как «замечательное и необычное противоядие от жестокости современного общества».

Полунин пригласил в свой гала-концерт и своих друзей: например, группу «Баттерфляй» с Северного Кавказа (режиссер Владимир Теуважев), в которой начинал замечательный клоун Роберт Саральп, ставший потом партнером Славы. Или Леня Лейкин, который начинал осветителем в «Лицедеях», потом перешел в актеры этой прославленной труппы, а после проштудировал университеты Цирка дю Солей. Леня также примет участие в спектакле. Прибудет в Москву и фокусник Евгений Воронин. Мы увидим его под высокомерной филармонической маской, в образе, доведенном до гомерического гротеска.

Полунин всегда азартно собирал таланты.

Неделю назад мы случайно встретились в Перми, где Полунин показывал уральцам легендарное «сНЕЖНОЕ шоу». Он и его группа отрывались в полночь в баре гостиницы «Урал» после сыгранного спектакля. Крис Линам играл на банджо, кто-то из актеров перебирал струны гитары. Все вместе, включая и обитателей гостиницы, зашедших в ночной бар, оказались вовлеченными в общее карнавальное застолье: пели хором русские народные песни. Слава говорил, что сейчас он собирает вокруг себя счастливых людей. Его жена Лена показала новые книги, (пока они выпустили несколько экземпляров), — два аккуратных альбомчика с фотографиями полунинского дома под Парижем, который семья превращает в центр современного клоунского искусства. После просмотра первого альбома попросила передохнуть: «Слава, глаз устает от изобилия красоты, фантазии, остроумных решений пространства парка, пруда, наконец, самого дома».

Полунин не обиделся…

Если есть искусство жить, то будет и само искусство.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала