МОСКВА, 24 сен - РИА Новости. Кассационная коллегия Верховного суда РФ в четверг признала законным отклонение иска об обоснованности приказа Минобрнауки РФ о введении единого государственного экзамена (ЕГЭ). Казалось бы, можно поставить в споре вокруг ЕГЭ точку, но отзывы политических деятелей, а также "практиков" - учителей и абитуриентов, говорят о том, что если не саму идею, то механизм ЕГЭ все же придется корректировать.
Мы дойдем до Страсбурга!
В 2009 году ЕГЭ из разряда эксперимента перешел в обязательный режим, абитуриенты поступали в вузы по результатам единых госэкзаменов: в соответствии с набранными баллами, информацию о которых можно было направить в вуз, в том числе, по почте.
Подавляющее большинство выпускников воспользовались правом подавать заявление в неограниченное количество вузов сразу на несколько специальностей, на различные формы обучения, а также одновременно на бюджетные и платные места. Новая система зачисления в вузы вызвала критику некоторых будущих студентов и сотрудников вузов, которым пришлось проделать массу несвойственной бумажной работы.
Верховный суд рассматривал жалобу на ЕГЭ с мая текущего года. Группа родителей школьников, возглавляемая президентом Всероссийского фонда образования Сергеем Комковым, просила признать недействительным приказ министерства от ноября 2008 года, утверждающий порядок и формы государственной аттестации в виде ЕГЭ. Истцы оспаривали не сам единый госэкзамен, а выступали против механизма его проведения. Однако Верховный суд признал законность приказа, после чего последовала кассационная жалоба истцов.
После очередного поражения, по заверению Комкова, они готовы обращаться в Европейский суд по правам человека.
"Уже на следующей неделе мы проведем консультации с представителями ЕСПЧ и не позднее чем в течение месяца подадим в Страсбург обоснованный иск", - сказал он.
Комков сообщил, что каждый из обратившихся будет подавать иск на сумму минимум в 10 тысяч евро - столько, по его мнению, составляет "размер оплаты на поступление в вуз".
Президент Всероссийского фонда образования добавил, что помимо трех истцов планируется привлечь к подаче иска группу людей, чьи дети не смогли получить аттестат из-за неверных, по его мнению, правил сдачи экзамена.
"Не хотелось бы выступать против матушки-России за рубежом, но придется в Страсбурге доказывать, что миллионы выпускников стали жертвами чиновников из Минобразования", - сказал он.
Главу Рособрнадзора Любовь Глебову судебные иски против ЕГЭ не пугают. Она считает, что родители школьников имеют право оспаривать результаты экзамена или добиваться его отмены в суде.
"Если наши граждане хотят получать ответы на свои проблемные вопросы, то они должны пользоваться своим правом обращаться в суд", - сказала Глебова журналистам.
Деградация или толчок к развитию?
Спикер Совета Федерации Сергей Миронов разочарован вынесенным решением кассационной коллегии Верховного суда РФ.
"Те, кто озабочен будущим своих детей, уповали на Верховный суд, ведь ни Минобрнауки, ни Рособрнадзор не прислушивались к хору критиков ЕГЭ: родителей, педагогов, экспертов, политиков и общественных деятелей", - сказал Миронов РИА Новости.
По мнению спикера, введение ЕГЭ "прямо толкает" учительское сообщество России к профессиональной деградации.
"Теперь от учителей требуется не интеллектуальное и творческое развитие ученика, а способность надежно натаскивать детей на ЕГЭ", - считает он.
Отчасти согласна с Мироновым лучший учитель России 2007 года Анна Мехед, которая преподает математику в одной из московских школ.
"Насчет деградации, это зависит от учителя. Наверное, кого-то может и привести, поскольку у нас учителя оцениваются, в том числе, по результатам сданных их учениками ЕГЭ", - сказала она РИА Новости.
Вместе с тем, Мехед отметила, что у ЕГЭ есть хорошие перспективы, "если не сводить все к некоему усредненному показателю".
"В качестве положительного момента могу выделить то, что у нас очень резко за последние два года повысилась ответственность родителей и детей за получение аттестата. Этого не наблюдалось в течение 20 лет", - сказала она.
Победитель конкурса "Учитель года-2008", учитель музыки московской школы номер 1060 Михаил Стародубцев считает, что хорошему учителю ЕГЭ не помеха.
"Здравомыслящий учитель будет преподавать свой предмет, как и до введения ЕГЭ. Тренировка, безусловно, нужна, но предмет при этом не должен страдать", - заявил он РИА Новости.
ЕГЭ в России больше, чем ЕГЭ
Вице-премьер РФ Сергей Иванов заявил в четверг, что единый государственный экзамен помог многим российским абитуриентам из малообеспеченных семей поступить в престижные вузы.
"У нас появился социальный лифт, дающий возможность ребятам из бедных семей поступать в нормальные московские и питерские вузы", - сказал Иванов, выступая на заседании правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям.
Он напомнил, что конкурс на отдельные, наиболее популярные специальности, вырос по сравнению с прошлым годом в четыре-пять раз, достигнув 40-50 претендентов на одно место. В некоторые московские вузы количество поданных заявлений составило от 15 до 60 тысяч, сообщил Иванов.
Поправки к октябрю
К октябрю по поручению премьера РФ Владимира Путина Минобрнауки должно разработать правила поступления в вузы по результатам ЕГЭ в 2010 году. Основные изменения, как предполагается, коснутся числа вузов, куда абитуриенты могут подавать документы, и этапности зачисления.
В настоящее время российские парламентарии активно изучают первый "штатный" опыт ЕГЭ, чтобы высказать свои соображения по корректировке механизма. Комиссия при Совете Федерации по изучению и оценке результатов эксперимента по введению ЕГЭ не позднее 7 октября обещала вынести свой "вердикт".
"Работа идет к завершению. Думаю, что не позднее 7 октября будет подготовлена итоговая справка, которая, на мой взгляд, по тем замечаниям, которые члены комиссии подали, вполне адекватно оценила то, что сейчас мы имеем по ЕГЭ", - сказал журналистам глава комитета Совета Федерации по образованию и науке Хусейн Чеченов.
В состав комиссии, созданной при Совете Федерации в декабре прошлого года, входят представители всех фракций Госдумы, сенаторы, представители органов власти всех округов, учителя.
По словам Хусейнова, члены комиссии полагают, что "ЕГЭ сегодня в том виде, в каком он есть, может быть хорошим инструментом для принятия оперативного управления образованием". В то же время он отметил, что единая форма госаттестации для всех школ и регионов не готова к введению ЕГЭ.