Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Сразу несколько писем восточноевропейских интеллектуалов, бывших президентов и премьеров получили в течение прошедших двух недель разные адресаты в Брюсселе, а еще раньше – в Белом доме. Последние из таких посланий по «кавказской войне», а из них выделяется письмо, опубликованное одновременно в лондонской Guardian и варшавской Gazeta Wyborcza. В нем говорится, не больше не меньше, что «оккупация Россией Грузии» и бездействие Запада сродни Мюнхенскому сговору, возведению новой Берлинской стены и «противоречит мирной и демократической интеграции Европейского континента». Этому надо положить конец и, вообще, хорошо бы помнить уроки Второй мировой войны, пакт Молотова-Риббентропа и т.д. Кто во всем виноват, прямо не говорится, но это ясно и без слов. Стоит только взглянуть на восток.
Под последним письмом стоят громкие в прошлом имена. Бывший чешский президент Вацлав Гавел, бывший президент Литвы Валдас Адамкус, Латвии - Витаутас Ландсбергис, премьер Эстонии Март Лаар, известный французский философ Андре Глюксман, а еще некогда душа студенческой революции 1968-го во Франции, бунтарь и анархист Даниэль Кон-Бендит, главный редактор Gazeta Wyborcza, некогда советник польской «Солидарности» Адам Мишник, основоположник французского течения «Новой философии» Бернар Анри-Леви… Увидишь, кто подписал письмо, и нельзя не прочесть.
Оно появилось за несколько дней до намеченной публикации доклада ЕС о причинах кавказского конфликта августа прошлого года. Публикация уже несколько раз откладывалась. Теперь обнародования ждут 29-30 сентября. Отсрочка официально объясняется тем, что ЕС не хотел нагнетать напряженность публикацией доклада в августе, месяце начала «кавказского конфликта», и тем, что появились новые данные, требующие дополнительной обработки. Возможно, и так. Только вот немецкий Der Spiegel вот уже во второй раз (первый раз он получил выдержки из доклада в июне) объявил, что выводы доклада будут удручающими для Саакашвили, поскольку из него ясно, что именно он начал войну. Так что доклад явно «подшлифовывали».
А не далее как 22-го сентября польский сейм принял резолюции по советской оккупации Польши в 1939-м и назвал ее, как и преступный расстрел НКВД польских офицеров в Катыни, «геноцидом».
Странно не то, что эта резолюция и эти письма появились. Собственно, в этом нет ничего удивительного. 1939-й год (в этом году – 70-летие раздела Польши и начала Второй мировой) - это боль Польши, но и не только, между прочим, ее одной. Странно то, что все эти события так совпали, словно все вместе и родились. В подобного рода «монополизации трагедии» и ее модификации под нужды современной истории и политики есть нечто, как мне лично кажется, не очень порядочное.
Равно как и «кавказская война» - ведь это страдания и трагедия далеко не только одной Грузии. Но почему-то при ее оценках даже интеллектуалы забывают, что били-то грузинские солдаты южноосетинцев, в том числе женщин, стариков и детей, а не наоборот. Я вот, например, до сих пор не могу понять, почему Южная Осетия для очень многих в Европе, кроме России, это нечто вроде загона, населенного дикими, антидемократическими племенами, которые стоят упоминания лишь по той простой причине, что угрожают демократии Саакашвили?
Очень похожее письмо, кстати, направили в ЕС, но неделей позже, украинские интеллектуалы. Такое вот интеллектуальное наступление.
Такой подход очень не похож на интеллектуальный. Равно как не похоже на подход интеллектуалов и июльское письмо президенту Бараку Обаме, подписанное Лехом Валенсой, Лехом Качиньским, Вацлавом Гавелом и пр. с призывом не отказываться от размещения американских ракет и радаров в Европе. Вот сколько помню, еще ни разу не видел письма, в котором интеллектуалы призывали бы США устанавливать в Европе новые ракеты. У них до сих пор само сочетание «США-ракеты» было кое-чем сродни проклятью.
Бывшие президенты и премьеры – отдельный вопрос. Они точно имеют право выражать свое мнение. Это, правда, в основном и почти всегда выливается либо в оправдание собственных ошибок, либо в их обеление. Исключения здесь случаются весьма и весьма редко.
Любое правительство любой страны мира – вовсе не паинька. У каждого есть в шкафу свой скелет, и не один. Но очень уж удручает искусственная избирательность при поисках политической аморальности, и еще легкомысленный, перелицованный почти наизнанку, подход к истории.
Не хотелось бы вторгаться в дискуссии по этому поводу. Это и трудно, и утомительно. Да еще с такими оппонентами. Поэтому не буду. Но вот на что я натолкнулся во все той же Guardian в дни, когда уже были опубликованы некоторые письма, и готовилась резолюция в Польше. Статья британского журналиста Шомаса Милна (Seamus Milne). Пусть он сам выскажется на эту же тему:
«Десятилетиями мы в Британии, когда отмечали и описывали времена Второй мировой – от Дюнкерка до дня D (высадка в Нормандии) - не подвергали и малейшему сомнению то, кто именно ее начал – Гитлер и его геноциодальный нацистский режим. Но теперь все изменилось…Подпитываемые возрождением националистических правых в Восточной Европе и пресмыкающимся историческим ревизионизмом, который пытается уравнять коммунизм и нацизм, некоторые западные историки и комментаторы ухватились за 70-ю годовщину гитлеровского вторжения в Польшу, чтобы утверждать будто Советский Союз в равной мере повинен в начале войны, а пакт Молотова-Риббентропа стал «лицензией на Холокост». По всей Восточной Европе, особенно в Балтии и на Украине, упорное стремление переписать историю сопровождается попытками размыть нацистские преступления и реабилитировать коллаборационистов… Но притворяться, будто советские репрессии (в Балтии) якобы равнозначны нацистскому геноциду военных времен – это чудовищная ложь, которая как раз и сродни отрицанию самого факта Холокоста. Навряд ли такую ошибку могли бы совершить, например, те, кто выжил в Освенциме и был освобожден Красной Армией в 1945-м году.
Настоящая причина уравнивания нацистского геноцида с советскими репрессиями становится ясна в Балтийских республиках, где сотрудничество с эсэсовскими эскадронами смерти и прямое участие в массовом истреблении евреев достигло наивысшей точки. И где сегодня политики пытаются превратить исполнителей в жертв. Ветераны Латвийского легиона СС участвуют в парадных маршах в Риге, а в вильнюсском Музее жертв геноцида даже не упоминаются 200 тысяч литовских евреев-жертв Холокоста. А эстонские парламентарии чествуют солдат Третьего рейха как «борцов за свободу и независимость»…
А Польше хорошо бы помнить, что в 1938-м году, за год до начала войны, сразу после Мюнхенского сговора, она отторгла у Чехословакии почти целую область».
Конец цитаты. В последних ее строках автор имеет в виду захваченную Польшей 2 октября 1938 года часть Тешинской Силезии, где проживали 80 тыс поляков и 120 тыс чехов. Уинстон Черчилль, кстати, через полгода после этого сказал, что Польша «с жадностью гиены приняла участие в уничтожении чехословацкого государства». Поляки, между прочим, сам факт захвата и не отрицают.
Интересно другое. Что примерно те же люди, которые переписывают историю таким изящным образом, попутно призывают собратьев-европейцев встать на защиту Грузии. Это как-то связано или случайно получилось?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции