МОСКВА, 24 сен - РИА Новости. Экономические вопросы станут главными на форуме "большой двадцатки" в Питтсбурге, в том числе стороны постараются согласовать стратегии выхода из кризиса, механизмы глобализации финансового надзора, а также предупреждения глобальных экономических дисбалансов и кризисов в будущем, считают опрошенные РИА Новости эксперты, отмечая, что конкретики по всем этим вопросам ждать не стоит.
Дело не в несовершенстве формата - сам по себе он неплох и соответствует реалиям сегодняшнего дня. Просто сегодня в большинстве стран сильны протекционистские настроения, а мирового правительства, могущего их объединить и призвать к достижению единых целей, нет и не предвидится.
Форум лидеров двадцати мировых лидеров сравнительно молод. Появившись в конце 90-х годов, этот клуб с участием развивающихся стран постепенно стал дополнять "большую восьмерку", и многие российские эксперты уже утверждают, что участие в G20 для России выгоднее и предпочтительнее.
24-25 сентября в Питтсбурге состоится третий саммит "двадцатки". Какие решения по наиболее злободневным вопросам сегодняшнего дня он может предложить миру?
Повестка дня
Программа саммита "двадцатки" пока официально не обнародована - есть лишь отрывочные сведения. Так, по словам вице-премьера, главы Минфина РФ Алексея Кудрина, Россия представит в Питтсбурге совместно разработанную участниками СНГ позицию по антикризисным мерам.
Мировые экономические организации призвали лидеров стран G20 к поощрению свободной торговли и инвестиций. Это может помочь экономикам восстановиться от мирового кризиса на устойчивой основе, полагают эксперты этих организаций.
Китай намерен настаивать на равноправии стран в финансовой системе. Этот вопрос "двадцатка" уже обсуждала, однако особого продвижения здесь пока нет.
Опрошенные РИА Новости эксперты высказали предположения о круге тем для обсуждения в Питтсбурге. По их мнению, стороны прежде всего будут согласовывать между собой стратегии выхода из кризиса и информировать друг друга о текущем состоянии дел в экономике.
Основным вопросом для G20 остается сохранение достигнутой финансовой стабилизации и перевод ее к стабилизации экономической, считает руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Василий Колташов. "Возможно, эта задача во время встречи примет пропагандистское облачение темы полного преодоления кризиса", - полагает он.
Среди главных вопросов повестки встречи в Питтсбурге директор Института финансовых рынков Финакадемии при правительстве РФ Яков Миркин называет реализацию решений предыдущих саммитов, в частности, контроль бонусов топ-менеджеров, борьбу с "налоговыми гаванями" и системными рисками в финансовом секторе, глобализацию финансового надзора, предупреждение глобальных экономических дисбалансов и кризисов в будущем.
Большинство правительств уже объявило, что их экономика начала выходить из рецессии, теперь им нужно сокращать бюджетный дефицит, поддержку финансового сектора и уменьшать ставки по кредитам, отмечает профессор Российской экономической школы Константин Сонин. Об этом и пойдет речь в рамках обсуждения совместного выхода из кризиса, говорит он.
Самое главное
Одна из тем, обсуждавшихся ранее в формате G20 и не только, - создание нового наднационального финансового института, контролирующего общемировые финансовые потоки. Она может быть продолжена. Но эксперты в этот орган не очень-то верят.
Быстрого решения по этому вопросу точно не будет, считает Колташов. "Противоречия между странами слишком велики, и кризис их только обостряет, а покончить со спекуляциями на финансовых рынках - значит покончить со стабилизацией и мифом об оконченной рецессии", - считает он.
Создание такого органа сейчас невозможно, полагает Миркин, его функции отчасти будут выполнять международные "коллегии регуляторов" для крупнейших трансграничных финансовых институтов.
О наднациональном финрегуляторе речи всерьез не идет, уверен Сонин, поскольку переходу этого вопроса в практическую плоскость мешает несогласованность судебных систем государств. К примеру, у Германии нет возможности наказать Францию (или наоборот) за какие-либо нарушения.
Обсуждался и вопрос расширения функций МВФ. На это, по мнению Колташова, могут согласиться США и не согласиться из-за протекционизма другие страны.
Пока страны, добивающиеся перехода в МВФ к качественно новой для себя роли и сопутствующего этому влияния (Россия и Китай), не высказали никаких идей о том, как фонд должен вести себя в качестве донора для других государств, отмечает Сонин. Просить денег как реципиенты они уже не хотят, однако понимания, что как донорам им придется отдавать больше, чем получать, у них пока тоже нет, говорит он.
Вопросы климата, скорее всего, также будут обсуждаться, полагают эксперты, но, по словам Колташова, "для G20 это чистый декор, как и проблема бедности".
Достижения и ошибки
А как осуществляются решения прежних саммитов?
Как и договаривались, участники "двадцатки" осуществляют согласованное поддержание банковской сферы в мире, отмечает Колташов. На это расходуются огромные средства, но кроме искусственной стабилизации положения кредитных институтов похватать особо нечем, размышляет эксперт.
Кроме того, лидеры "большой двадцатки" на апрельском саммите в Лондоне приняли решение об увеличении ресурсов МВФ на борьбу с кризисом для нуждающихся стран на 1 триллион долларов.
Основной поток средств, идущих через МВФ и Всемирный банк, всегда направляется в страны со средними и низкими доходами на душу населения (другое дело, на каких условиях и при какой политике), констатирует Миркин. В богатые страны эти деньги не попадают, за исключением случаев бегства капиталов из развивающихся стран.
На что конкретно они направляются? Например, МВФ помогает Латвии поддерживать необоснованно завышенный курс национальной валюты, напомнил Сонин. По его словам, прочие крупные траты вряд ли прошли бы незамеченными - не в правилах финансовых регуляторов об этом умалчивать.
В целом план действий, принятый G20 в 2008 году, активно выполняется, считает Миркин. Другое дело, что задача создания стабильной мировой финансовой архитектуры в среднесрочном периоде не решаема, отмечает он. По словам эксперта, восстановиться она может лишь в докризисном виде, а качественные изменения - долгий процесс, который только начинается.
Говоря об ошибках G20, Миркин упоминает копирование развивающимися странами финансовых реформ, которые проводятся "золотым миллиардом".
"Между тем, эти страны нуждаются в специальных политиках, направленных на укрепление их финансового сектора, нормализацию денежно-кредитной, валютной и бюджетной сферы, в защите от набегов спекулятивного капитала, которые никто не отменял. Эта тема, кроме прямой денежной помощи беднейшим странам, почти не обсуждается", - констатирует он.
Конкретики не ждите
Сами участники "двадцатки" ожидают от саммита в Питтсбурге практических решений и отмечают, что по многим вопросам дальше заявлений дело пока не продвигается.
Тем не менее, опрошенные РИА Новости эксперты не склонны считать, что "двадцатка" не справляется со своей ролью.
"Изначально она создавалась как форум, участники которого обмениваются мыслями и идеями", - рассуждает Сонин. В Англии или США ничего другого от нее и не ждут - идея постоянного обмена информацией и согласования дальнейших действий между ведущими странами хороша сама по себе.
"Другого формата не дано", - уверен Миркин, отмечая, что рост влияния развивающихся стран делал неизбежным их подключение к формату G8. G20 и G8 дополнены рядом других форумов на уровне министров и международных институтов, и все они делают свое дело. В частности, предупреждены действия отдельных стран - крупных игроков, которые могли бы развалить мировую валютную систему и глобальные финансовые рынки.
Колташов признает, что ряд мер мог быть осуществлен и без обсуждений на "двадцатке", тем более, что страны в основном выделяют средства по отдельности. Однако наличие международного согласия по общей антикризисной линии помогает сохранению на планете неолиберальной модели капитализма, считает он, а наиболее пострадавшим от кризиса странам в итоге помогают довольно согласованно.
По мнению Сонина, конкретных решений и тем более их воплощения ожидать от G20 не стоит. "Это невозможно без наличия мирового правительства, которое могло бы обязать страны следовать "духу и букве" "двадцатки". А сейчас национальные правительства придерживаются взятых на себя обязательств ровно до тех пор, пока им это выгодно", - резюмирует он.