Раздельное обучение практикуют сегодня не только в военных или хореографических училищах. Классы для мальчиков и девочек есть и в общеобразовательных школах. О преимуществах гендерного подхода рассказывает директор лицея №103 раздельного обучения «Гармония» города Железногорска Красноярского края Елена Дубровская.
- Елена Николаевна, на чем основана идея раздельного обучения?
- В ее основе – доказанный наукой факт: мальчики и девочки развиваются и мыслят по-разному, а значит – педагог должен работать с ними по-разному.
В учебе девочки более организованны, аккуратны, и попытки учителей заставить мальчиков обеспечить в тетрадях такой же порядок, как правило, обречены на неудачу. В первом классе девочки опережают мальчиков в развитии на полтора-два года, они даже выглядят старше и зачастую лучше готовы к школе. Девочки лучше воспринимают информацию на слух, мальчики – визуально, поэтому на уроке мальчику лучше дважды показать, девочке - повторить. Их надо по-разному поощрять: мальчика нельзя гладить по голове, а девочку не надо называть «молодец». Мальчику интереснее решать задачу о том, сколько тонн угля привез в порт сухогруз, а девочкам – о том, сколько тюльпанов было посажено в саду.
Идея раздельного обучения основана еще и на том, что у женщин и мужчин разные роли в обществе, разное предназначение. Считается, что женщины склонны к четко регламентированным видам деятельности вплоть до мытья посуды и стирки, а мужчина – это добытчик и открыватель новых земель, он способен на мощный всплеск энергии в ограниченный период времени. Эти особенности хорошо видны даже в педагогическом коллективе, где женщины и мужчины играют разные роли. Учитель-мужчина порой заполнять журнал не станет, мы за него это сделаем, зато он отличный стратег, генерирующий новые идеи.
- Как в вашей школе появилось раздельное обучение?
- Двадцать лет назад, когда школа только открылась. Мы задумывались, как повысить качество образования, и решили провести эксперимент по раздельному обучению. Сейчас у нас в каждой параллели один класс мальчиков, один класс девочек, один смешанный. Примечательно, что ни в один год мы не потеряли раздельные классы.
- Но ведь наверняка возникали какие-то проблемы.
- Конечно. Например, поначалу мы решили, что мальчикам нужен спорт - фехтование и ушу, зимой лыжи, коньки, а девочкам – музыка и иностранные языки. Через год возникла проблема: мальчишки дерутся. Психологи объяснили, что им тоже нужны предметы эстетического цикла. На второй год у мальчишек музыки стало столько же, сколько и у девчонок, и они изменились.
- А как же дружба, общение, первая любовь, если дети учатся в разных классах?
- Дети разделены лишь на уроках. На переменах, экскурсиях, праздниках они вместе, и к совместным вечерам ребята очень тщательно готовятся. Однажды я слышала такой разговор двух пятиклассников: «У тебя бриолин есть? У нас сегодня вечер с девчонками».
По нашим наблюдениям, девочки в раздельных классах ведут себя более женственно, они всегда ухоженные, подтянутые. У мальчишек другое к ним отношение - не толкают их, не оскорбляют.
- Какие факты подтверждают эффективность раздельного обучения?
- Опыт школ, практикующих раздельное обучение, показывает, что у ребят из раздельных классов выше успеваемость и крепче здоровье. Одна из причин в том, что уже в начальной школе дети не испытывают стрессов, обусловленных тем, что вербальные способности у девочек лучше развиты, что они лучше готовы физиологически, легче переносят учебу. Нет у них и проблем, связанных с половым созреванием, когда мальчики начинают обращать внимание на одноклассниц, которые тем временем интересуются ребятами постарше, а своих сверстников ни во что не ставят.
Есть и абсолютно объективный критерий – результаты ЕГЭ. В этом году ЕГЭ по математике в раздельных классах в среднем сдали на 80 с лишним баллов, в смешанных – на 50, хотя никакого отбора в раздельные классы мы не проводим. У школы за прошедший учебный год 28 побед на олимпиадах различного уровня, 22 из них принесли ученики раздельных классов. Очень многие выпускники наших раздельных классов учились и учатся в престижных вузах Москвы. В семейной жизни у наших выпускников тоже проблем нет.
Для нас очень важно, что идею раздельного обучения поддерживают родители, поскольку видят результаты своих детей. Вслед за старшим ребенком в раздельный класс, как правило, отдают младшего.
- Может быть, раздельное обучение стоит активнее внедрять в школах по всей стране?
- К этому я не призываю, хотя есть положительный опыт не только отдельных школ по России, но и очень престижных учебных заведений в Англии, Швейцарии, США. Наверное, внедрение раздельного обучения должно опираться на инициативу конкретных людей – директоров школ, учителей, родителей, руководителей муниципалитетов. Но, на мой взгляд, любой учитель в любой школе должен чувствовать разницу при работе с мальчиками и с девочками, понимать, что они талантливы по-своему и к знаниям идут разными путями.
Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА-Новости