МОСКВА, 22 сен - РИА Новости. Ряд положений 14-ого протокола о реформе Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в действующей редакции ограничивает национальные интересы России. Об этом говорится в проекте заявления палаты, в котором Госдума объясняет, почему не может ратифицировать протокол в нынешнем виде.
По словам спикера Бориса Грызлова, заявление депутаты намерены принять в среду. Он заявил, что заявление Госдумы - "это некий шаг навстречу Европейскому суду по правам человека".
Госдума относит к числу проблемных статью 8 Протокола, согласно которой комитет из трех судей ЕСПЧ наделяется правом выносить постановления без обязательного включения в состав комитета судьи от государства-ответчика.
"Данное положение, по мнению Госдумы, может поставить под угрозу справедливость и обоснованность выносимых Европейским судом постановлений, которые вследствие неучастия в соответствующем комитете судьи от государства-ответчика могут быть приняты без всестороннего учета особенностей правовой системы этого государства", - отмечается в проекте документа.
Обеспокоенность депутатов вызывает и положение статьи 14 Протокола, наделяющее ЕСПЧ правом осуществлять расследование до решения вопроса о приемлемости жалобы.
"Использование Европейским судом по правам человека такого права до того, как он, в частности, удостоверится в исчерпании внутренних средств правовой защиты, чревато вмешательством в национальное расследование по делу и даже его подменой", - замечают депутаты.
По мнению парламентариев, это едва ли может считаться приемлемым в силу того, что роль Европейского суда по правам человека по отношению к национальному правосудию является субсидиарной.
Наряду с этим вызывают вопросы и положения статей 10 и 16 Протокола, которые предполагают, что ЕСПЧ в определенных случаях получит возможность посредством разъяснений и заключений по запросам Комитета министров Совета Европы решать, каким образом государству надлежит выполнять постановления Европейского суда по правам человека, что также вступает в противоречие с субсидиарной ролью Европейского суда по правам человека.
Парламентарии подчеркивают, что свою позицию они высказывают в связи с усилением необоснованной критики позиции Госдумы по вопросу ратификации Протокола 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и озабоченностью государств - членов Совета Европы перспективами его вступления в силу в полном объеме.
Депутаты также заверяют, что при решении вопроса о ратификации Протокола Госдумой будут учтены разъяснения федеральных органов исполнительной власти, а также соответствующих структур Совета Европы о том, как положения этого международного договора будут имплементированы на практике в свете изложенных в заявлении проблем.
"Депутаты Госдумы уверены, что их позиция будет с пониманием воспринята государствами - участниками Конвенции о защите прав человека и основных свобод и соответствующими структурами Совета Европы и что взаимоприемлемые решения будут найдены в ходе консультаций с партнерами", - говорится в проекте заявления.
По мнению Думы, Протокол 14 не позволит достичь указанной цели в достаточной мере, он представляет собой лишь определенный шаг в этом направлении. Вместе с тем, Государственная Дума исходит из того, что ратифицируемые Российской Федерацией международные договоры не должны ущемлять ее национальные интересы, приводить к необоснованному ограничению прав лиц, находящихся под юрисдикцией РФ, или к вмешательству в функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления. Поэтому Госдума при рассмотрении законопроекта о ратификации Протокола 14 в 2006 году выразила озабоченность рядом положений этого международного договора, поясняют парламентарии.