Виктор Литовкин, «НВО», специально для РИА Новости.
В комментариях российских и зарубежных СМИ по поводу заявления президента США Барака Обамы об отказе от размещения элементов системы противоракетной обороны в Европе звучат самые разные оценки. В диапазоне от «Обаму не так поняли» до «Обама сделал России подарок».
Сам Барак Обама, объясняя свой поступок, говорил о том, что «принимая это решение, мы, кроме прочего, учитываем интересы России, которая считала, что наша предыдущая программа ПРО абсолютно не соответствует российским интересам». Учет интересов или подарок России - это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
В нашей стране считали и продолжают считать, что запланированные прошлой американской администрацией к размещению в Чехии и Польше высокочастотный Х-радар и десять противоракет GBI (Ground-Based Interceptor) прямо угрожали отечественным стратегическим ядерным силам сдерживания, расположенным в европейской части России. В Козельске (Калужская область), в Выползово (Тверская область), в Тейково (Ивановская область), в Татищево (Саратовская область) и Йошкар-Оле (Республика Марий Эл). Здесь дислоцируется 191 стратегический ракетный комплекс нашей страны. А это практически половина потенциала российских Ракетных войск стратегического назначения.
Десять противоракет, конечно же, не могли в случае необходимости противостоять двум сотням «стратегов», тем более с разделяющимися головными частями индивидуального наведения, которые есть на некоторых из них. Но никто из предыдущей американской администрации никогда не говорил, что аппетиты Пентагона в Европе ограничатся лишь этим десятком GBI, что их не будет потом 50-100-150. И это вызывало у российских военных вполне понятную тревогу и опасения.
Именно поэтому они собирались, в виде одной из ответных мер, разместить в Калининградской области оперативно-тактический комплекс «Искандер-М», который доставал бы до базы Ground-Based Interceptor в польском местечке Редзиково в Слуцком воеводстве. Теперь эти опасения на время отпали, как и необходимость в передислокации «Искандеров».
Тем не менее, если вчитаться в речь Обамы, то можно заметить, сворачивая старую программу ПРО, США не собираются оставлять европейские страны, в том числе и Польшу с Чехией, без своего противоракетного «зонтика». Просто этот «зонтик» будет совсем другим. Он будет опираться не на стратегические противоракеты, которые, кстати, до сих пор не доказали свою боевую эффективность - половина их испытательных пусков оказались крайне неудачными. Пентагон разместит на старом континенте свои зенитно-ракетные комплексы ПРО для борьбы с ракетами средней и меньшей дальности - морской Aegis, расположенный на кораблях ВМС США и ее союзников, наземный THAAD и Patriot PAC-3. Эти системы не могут угрожать российским стратегическим ядерным силам сдерживания, а ракет средней и меньшей дальности у нас, как и у самих США, уже давно нет. Они уничтожены в обеих странах по двустороннему Договору о РСМД 1987 года.
Правда, такие ракеты есть у Ирана, у Северной Кореи, у Сирии и у других стран. И, конечно, подобные комплексы ПРО разумнее размещать у берегов и на земле Японии, Южной Кореи, Турции, Израиля, Ирака и, может быть, Болгарии и Румынии, куда со временем, по идее, видимо, смогут все-таки долетать ракеты из Тегерана. Дальше у них не получится. Уровень развития иранской ракетной техники и технологий не позволит им в ближайшие двадцать-тридцать лет перейти от ракет, способных преодолевать расстояние в 2-3,5 тысячи километров до дальностей в 5,5-10 тысяч км. Таких ракет, кроме России, США, Франции и Китая, делать пока не умеет никто. Даже такие продвинутые в данном отношении государства, как Индия и Пакистан.
Тем не менее, защита от ракет средней и меньшей дальности заключается не только в создании комплексов ПРО - очень важно точно знать, где есть подобные системы и как руководители тех или иных государств пытаются их использовать. Для каких целей - защиты своей страны или, как это получается у той же КНДР, для угроз своим соседям.
Это означает, что мировое сообщество должно располагать очень точной и своевременной информацией в данной области, вести постоянный контроль или, как теперь принято говорить, онлайновый мониторинг за ракетными приготовлениями тех или иных стран.
И США, и Россия такой мониторинг ведут. При помощи космических средств разведки и наземных систем предупреждения о ракетном нападении (СПРН). У России на сегодняшний день такие радиолокационные станции СПРН имеются в Оленегорске (Мурманская область), в Печоре (Республика Коми), в Лехтуси (Ленинградская область), в Ганцевичах (Белоруссия), в Армавире (Краснодарский край), в Габале (Азербайджан, мы ее там арендуем), на Балхаше (Казахстан, тоже аренда) и в Мишелевке (Усолье Сибирское, под Иркутском).
Новая российская станция СПРН под Армавиром вполне могла бы пригодиться США для мониторинга ситуации на территории Ирана, - она охватывает очень солидный сектор земной поверхности от пролива Босфор до полуострова Индостан, на глубину до 6 тысяч км. Когда-то шеф Пентагона Роберт Гейтс со своими подчиненными отказался от предложения России использовать для контроля ситуации на иранском нагорье РЛС в Габале, сославшись при этом на то, что она не подходит для этой цели по техническим параметрам. Что, конечно же, было в той ситуации определенным лукавством. Сейчас он ратует за сотрудничество с Россией, но, правда, на основе РЛС под Армавиром. Она, считают в Пентагоне, более современная. За сотрудничество с Москвой по проблемам противоракетной обороны, кроме Роберта Гейтса, высказался и президент США Барак Обама, и генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен.
Но почему-то никто из них не упоминает, что сотрудничество между Россией и НАТО по программе ПРО театра военных действий (ТВД) существовало до тех пор, пока члены альянса в Брюсселе единогласно не проголосовали в поддержку третьего позиционного района стратегической ПРО США в Восточной Европе и за объединение ее с ПРО ТВД, создаваемой совместно с Москвой. Тогда наша страна от такого странного сотрудничества отказалась.
Сегодня, считают специалисты, можно вернуться к этому вопросу. При одном условии. Если, как и отмечено в недавних словах президента Барака Обамы, партнеры будут учитывать национальные интересы России. Других препятствий против этого нет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции