Дмитрий Бабич, обозреватель РИА Новости.
Болгария, много лет считавшаяся нашим ближайшим союзником в Восточной Европе, в последние месяцы обрадовала сторонников «энергетической независимости» стран Евросоюза от России рядом вопросительных знаков над совместными с Россией проектами. Новое правительство Бойко Борисова вскоре после победы на выборах в июле этого года возглавляемой самим Борисовым прозападной партии «Граждане за европейское развитие для Болгарии» (ГЕРБ) взяло курс на «ревизию» соглашений с Россией, заключенных прежним кабинетом. Напомним, что прежнее правительство Болгарии, возглавлявшееся социалистом Сергеем Станишевым, много лет прожившим в России, видело в контактах с российскими энергетиками ключ к решению стоявших перед страной проблем.
Тем не менее поступающие из Софии сигналы говорят о том, что прагматизм в действиях болгарского кабинета все же возобладает, и затянувшаяся пауза кончится возобновлением трех важнейших проектов, связывающих Россию и Болгарию. Более или менее ясно это станет, возможно, в пятницу 18 сентября, когда в Софию прибудет министр энергетики РФ Сергей Шматко.
Что же это за три проекта? Первый и самый важный – это проект «Южный поток», призванный вывести на рынки ЕС природный газ из России по новым трубопроводам, идущим в обход самой проблемной для России транзитной страны – Украины. Этот проект, затеваемый совместно Газпромом и итальянским энергетическим гигантом ENI, по словам российского премьера Владимира Путина, призван поставить Болгарию в число ключевых энергетических узлов региона. Спонсируемый ЕС и США проект Nabucco, также включающий Болгарию в число транзитных стран, конкурирует с «Южным потоком» с точки зрения российских газовых компаний или чиновников ЕС, но для болгарских национальных интересов тут никакой альтернативы нет. Предыдущий премьер Станишев, президент страны Георгий Пырванов, да и соратники нынешнего премьера не раз говорили, что с удовольствием видели бы Болгарию в центре и Nabucco, и «Южного потока». Возможно ли изменение этой политики при новом премьере Борисове?
«Ответ на этот вопрос - почти однозначное «нет», перемен в стратегической линии на «Южный поток» не будет,- комментирует эту ситуацию заместитель главного редактора центральной болгарской газеты «Дума» Георгий Георгиев. – Если вы внимательно посмотрите текст беседы нашего премьера с Владимиром Путиным 1 сентября в Гданьске, в этом разговоре Борисов четко говорит, что «Южный поток» будет строиться». Отказ от проекта означал бы отход болгарского премьера от своих слов, что с ним случается крайне редко.
Второй российско-болгарский проект – это нефтепровод Бургас-Александруполис, называемый также «православным» нефтепроводом, поскольку он проходит по территориям крупнейших православных стран региона. Межправительственный договор между Россией, Грецией и Болгарией о его строительстве был подписан еще в 2007 году. Предполагается, что этот трубопровод станет достойной альтернативой уже функционирующему нефтепроводу Баку-Джейхан, также призванному транспортировать нефть из черноморско-каспийского региона в страны Южной и Центральной Европы. Напомним, что в свое время Баку-Джейхан весьма дорого обошелся западным компаниям, а по длине труб и времени доставки 280-километровый Бургас-Алекесандруполис у него явно выигрывает.
И, наконец, третий проект – постройка «Атомстройэкспортом» АЭС в Белене. Тендер на эту постройку российская компания выиграла еще в 2006 году, превзойдя «Вестингаус» и других западных конкурентов. Цель – постройка двух блоков по 1000 мегаватт.
В последние недели болгарская сторона высказала ряд жалоб на дороговизну проекта. Увы, времена, когда СССР строил подобные станции в рамках «братской помощи» почти задаром, действительно прошли. В свое время российские атомщики построили в Болгарии несколько объектов, включая АЭС в Козлодуе, закрытую в 2002 году по требованию ЕС. На этом деле российская сторона уже понесла определенные потери, поскольку для закрытой станции не продашь ни запасное оборудование, ни «твэлы» (топливо для реактора). А потому глава Росатома Сергей Кириенко, тоже отправляющийся в Болгарию в ближайшие дни, скорее всего, будет вынужден настаивать на цене, не слишком отличающейся от той, что была изначально заложена в проект (минимум 4 млрд. долларов).
Впрочем, для Болгарии игра стоит свеч. Или, вернее, миллиардных «свеч» стоят мегаватты электроэнергии. Если посмотреть энергетическую стратегию Болгарии, принятую пару лет назад, стране к 2016 году потребуются дополнительно 2 тыс. мегаватт электроэнергии. Дать их может только АЭС в Белене – других вариантов пока просто нет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции