Рейтинг@Mail.ru
Казахстанский "Путь в Европу" не противоречит линии на интеграцию с РФ - РИА Новости, 17.09.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Казахстанский "Путь в Европу" не противоречит линии на интеграцию с РФ

© РИА Новости / Алексей БабушкинАдминистративное здание Дома Правительства Республики Казахстан. Город Астана
Административное здание Дома Правительства Республики Казахстан. Город Астана
Читать ria.ru в
Дзен
Сотрудничество с европейскими странами – стратегический приоритет для Казахстана, однако оно не является препятствием для развития интеграционных процессов с Россией. Более того, путь Казахстана в Европу проходит через Россию и подразумевает реализацию совместных с Россией проектов.

МОСКВА, 17 сен - РИА Новости. Сотрудничество с европейскими странами – стратегический приоритет для Казахстана, однако оно не является препятствием для развития интеграционных процессов с Россией. Более того, путь Казахстана в Европу проходит через Россию и подразумевает реализацию совместных с Россией проектов. К такому выводу пришли российские и казахстанские эксперты на состоявшемся в РИА «Новости» круглом столе «Казахстанский «Путь в Европу»: проблемы и перспективы».

Государственная программа Республики Казахстан «Путь в Европу» рассчитана на 2009-2011 годы. Программа призвана способствовать развитию сотрудничества с европейскими странами, привлечению технологий и опыта управления, совершенствованию законов и подготовке повестки дня председательствования Казахстана в ОБСЕ.

Соотношение векторов

По оценке советника Комитета внешнеполитического анализа и прогнозирования МИД Казахстана Гульсаны Тулепбергеновой, «Программа Путь в Европу» представляет собой своеобразную «дорожную карту» по активизации деятельности республики на европейском направлении, позволяет концентрироваться на ключевых линиях двустороннего сотрудничества в среднесрочной перспективе».

«Данная программа – встречный, ответный шаг Астаны на стратегию Евросоюза в отношении Центральной Азии на 2009-2013 гг.», - отметила эксперт МИД Казахстана.

По ее словам, на сегодняшний день взаимодействие с Евросоюзом по многим досье уже реализуется в рабочем режиме. «Речь идет, в частности, о проектах в сфере образования, гуманитарного сотрудничества, энергетики, торговли и т.д.», - сказала Тулепбергенова.

«Основная задача работы - заключение нового соглашения о продвинутом партнерстве Казахстана с Евросоюзом», - заявила она. Концепция этого соглашения уже подготовлена и передана на согласование с руководством ЕС. «При этом мы принимаем во внимание переговорный процесс Евросоюза с Россией, а также странами, вовлеченными в программы нового партнерства», - пояснила эксперт.

По мнению выступивших на круглом столе экспертов, «путь» Казахстана в Европу не может не проходить через Россию. Как пояснил заведующий отделом внешнеполитических исследований Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при президенте Казахстана Булат Ауелбаев, после обретения независимости Казахстан проводит многовекторную политику, основанную на соображениях прагматизма. При этом всегда в этой многовекторной политике приоритетными оставались отношения с соседями – странами Центральной Азии, Россией и Китаем.

«Россия безусловно наш стратегический партнер. Масштабный товарооборот Казахстана и России не входит ни в какое сравнение с торговым оборотом Казахстана с другими странами, в том числе Китаем и странами Евросоюза», - заявил эксперт КИСИ.

Акцентировав внимание на том, что «путь в Европу для Казахстана играет ярко выраженный «технологический» характер, Ауелбаев подчеркнул, что «формирующийся Таможенный союз Казахстана, России и Белоруссии, создающий условия для развития наших экономик, совместная реализация прагматичных интересов наших стран может стать своеобразным практическим «путем в Европу» и для Казахстана, и для России».

"Новая сделка" с Евросоюзом

Модернизация – это то направление, которое характеризует цивилизационный выбор Казахстана и может стать объединяющим фактором развития наших стран, полагают выступившие российские эксперты.

По оценке директора Центра постсоветских исследований МГИМО Станислава Чернявского, «за последнее время Казахстан сделал большой рывок не только в плане перехода к установлению правовых демократических норм, но и в их реализации».

«В социальном плане и во внутренней политике сделано очень многое, не говоря уже о развитии промышленности, строительстве и т.д.», - отметил эксперт.

Давая оценку программе, эксперт сказал: «Нурсултан Назарбаев - один из немногих лидеров, который постоянно на протяжении постсоветского периода выдвигает сбалансированные и, как правило, подкрепленные точными расчетами программы, рассчитанные на то чтобы превратить Казахстан в соединительный «мостик» между Востоком и Западом. Программа «Путь в Европу» лежит в этой же плоскости стратегического видения казахстанского президента. Она направлена в первую очередь на то, чтобы по многих направлениям модернизировать страну».

«Казахстан - одно из немногих действительно модернизирующихся обществ и государств в современном мире», - подчеркнул в свою очередь президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов.

Между тем, как полагает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, «Казахстан с его выверенной прагматичной позицией мог бы стать одним из «локомотивов» «новой сделки» между Европой и постсоветскими странами, включая Россию, Казахстан, а возможно и Украину с Белоруссией».

Суть «сделки» заключается в выходе из нынешнего глобального экономического кризиса путем «совместного индустриального прорыва с использованием технологии стран Евросоюза и в тоже время ресурсного и человеческого потенциал стран бывшего СССР».

«При этом инициатива должна исходить именно от стран бывшего СССР», полагает эксперт. И в этом плане программа Казахстана «Путь в Европу» важный шаг в этом направлении», - сказал Минченко.

В целом, оценивая казахстанскую программу, Минченко обратил внимание на прагматические, прежде всего, экономические стимулы, явный акцент на повышении конкурентоспособности.

«В программе «Путь в Европу» акцент сделан на технологиях и экономике – на том, что легче всего переносится на национальную почву. При этом выстраивание прагматичных отношений со всеми соседями, доступ иностранных инвесторов при поддержке национального бизнеса и демонстрация предсказуемости и надежности», - сказал он.

Эксперт отметил, что важным преимуществом программы является «момент осознания национальной специфики, понимания необходимости постепенного изменения в политической жизни и ориентации на гражданский, межнациональный и межконфессиональный мир, а не на внешние признаки демократизации и соответствие тем или иным навязанным извне стандартам».

«Можно высказывать претензии по демократичности системы Казахстана как и многих других стран, но мне как наблюдателю от ШОС на парламентских выборах в Казахстане было приятно, что там двуязычная агитация, двуязычные избирательные бюллетени, что свидетельствует, как минимум, об уважении ко всем народам, проживающим на территории Казахстана», - отметил Минченко.

Улица с "односторонним движением"?

Казахстан делает осознанный выбор в сторону европейской системы ценностей, но путь Казахстана в Европу не должен стать улицей с односторонним движением, полагают эксперты.

По мнению ведущего эксперта Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Республики Казахстан Димаша Абдуллина, «говоря об обмене сырья на технологии, на опыт демократизации Центральной и Восточной Европы, мы затрагиваем чисто потребительские аспекты, но в вопросе ментальности лежит большой ресурс. Цивилизационный аспект имеет важную роль для осознания себя».

«Важно понимать, что «путь Казахстана в Европу» - это не путь интеграции который прошли страны восточной Европы по присоединению к ЕС», - считает директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Власов.

«Одностороннее ли это движение? Только ли адаптация западных стандартов жизни, свободы СМИ, прав человека, изменений законодательства, судебной системы и т.д. в соответствии с европейскими нормами? Или в ходе этого движения происходит взаимное обогащение?" – задается вопросом эксперт и добавляет: "У Казахстана, например, есть уникальная модель межэтнического и межконфессионального согласия».

«Межэтническая модель, которая сложилась в Казахстане, даже более успешна, более сбалансирована, чем во многих других европейских странах», - считает Михаил Ремизов.

Ждут ли нас в Европе и в каком качестве? Этот вопрос одинаково волнует и российских и казахстанских экспертов.

«В какой мере Запад готов воспринимать Казахстан и Россию, евразийский мир в целом как равноправных партнеров в процессе «перезагрузки» отношений, поиска новой европейской архитектуры – в сферах экономической, финансовой, безопасности?» - задается риторическим вопросом Алексей Власов и продолжает: «Будет ли осуществляться обмен какими-то «цивилизационными кодами» в процессе этого взаимодействия или мы просто движемся к европейским стандартам качества жизни и этим вопрос исчерпывается?»

«Ответы на эти вопросы лежат в плоскости практических действий Запада и его оценки наших инициатив. Казахстанская программа «Путь в Европу» - один из таких шагов навстречу друг другу», отмечает эксперт.

В программе написано, отмечает Власов, что Казахстан должен активизировать усилия по продвижению собственных интересов на европейском континенте, а, учитывая, что значительную часть Европы занимает Россия, казахстанский «Путь в Европу», это и есть развитие взаимной связи и взаимодействия между Россией и Казахстаном в рамках единого вектора движения. Потому что Россия также выстраивает отношения с Европой.

«Казахстан пытается примерить на себя роль не «разделительного барьера», а «моста» который будет соединять постсоветское пространство и Европу», - считает Власов.

ЕВРАЗЭС, ШОС, ОБСЕ, ОИК, далее везде…

По оценке Станислава Чернявского, предстоящее председательство Казахстана в авторитетных международных организациях – в 2010 году в ОБСЕ, а в 2011 году - в ОИК - одна из ступенек в реализации долгосрочного многовекторного стратегического курса Казахстана.

При этом эксперты отмечают, что Казахстан – «не новичок» в мировой политике. Страна имеет большой опыт взаимодействия на международной арене и председательства в таких авторитетных организациях как ШОС.

Как подчеркивает Директор политических программ Совета по внешней и оборонной политике Андрей Федоров, «очень важно с информационной точки зрения показать что Казахстан действительно не новичок, что он приходит в ОБСЕ с определенным набором инициатив, многие из которых реализованы, многие находятся в стадии реализации». «С политической точки зрения, председательство в ОБСЕ – это не самоцель для Казахстана, это вполне заслуженное им место, которое дает возможность реализовывать политические инициативы и механизмы», - отметил Федоров.

Старший научный сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС Научно-координационного совета по международным исследованиям МГИМО МИД РФ Леонид Гусев обратил внимание на позитивный опыт председательства Казахстана в ШОС.

«Казахстан очень сильно интегрирован в ШОС. Сейчас уже можно говорить не о двух центрах ШОС - Китае и России, но о трех - Китае, Казахстане и России», - сказал Гусев. Он высоко оценил инициативу Казахстана по созданию Университета ШОС как важного структурного элемента организации.

В свою очередь, заместитель директора Фонда «Центр политических исследований и консалтинга» Александр Кузнецов отметил важные инициативы и шаги Астаны по созданию специальных структур по противодействию наркотрафику и незаконной миграции в Центральной Азии. По его словам, благодаря усилиям Казахстана «Центральная Азия может стать одним из форпостов ОБСЕ в противодействии глобальным угрозам и вызовам».

Андрей Федоров не исключил, что именно Казахстан способен выступить в роли инициатора важных изменений в ОБСЕ, разработки видения программы «перезагрузки» ОБСЕ на несколько лет вперед. Эксперт отметил, что год председательства Казахстана в ОБСЕ – «принципиально важный год с точки зрения стартовой позиции, год, когда нужно идентифицировать те проблемы, которые существуют в ОБСЕ, посмотреть все, что нужно менять, и наметить механизмы работы и график».

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала