Управление Русской Православной Церкви Заграницей осуществляется Собором епископов через Первоиерарха с Архиерейским Синодом и епархиальных архиереев. Собор епископов, созываемый обычно каждые 2 года (по уставу "созываемый по возможности ежегодно"), является высшим органом церковного законодательства, управления, суда и контроля для Русской Православной Церкви Заграницей.
Председателем Собора епископов и Архиерейского Синода состоит Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей в сане митрополита, Собором же пожизненно избранный. Членами Собора являются все архиереи, входящие в состав РПЦЗ.
В круг ведения Собора епископов входят: избрание Первоиерарха, двух его заместителей, являющихся вице председателями Синода, двух членов Архиерейского Синода и двух заместителей членов Синода; вопросы общецерковного характера, касающиеся вероучения, нравоучения, богослужения, церковного управления, церковной дисциплины, общей религиозно просветительной и миссионерской работы, а также церковного суда в последней инстанции; дела принципиального свойства касающиеся современных расколов и лжеучений, а также защиты прав Русской Православной Церкви Заграницей пред правительствами и различными учреждениями; издание посланий и других актов от имени всей Русской Православной Церкви Заграницей; открытие епископских кафедр, закрытие их и изменение границ епархий, открытие или организация новых миссий и закрытие их, и другие.
Архиерейский Синод является исполнительным органом Собора и состоит из Председателя, каковым является Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, двух его заместителей и четырех членов Синода, из которых два избираются Собором на междусоборный срок и два вызываются из епархии на четырехмесячный срок в порядке очереди, а также двух их заместителей, вызываемых в заседание Архиерейского Синода по усмотрению Председателя.
В случаях обсуждения и решения Синодом дел чрезвычайной важности, а также суда над епископами в первой инстанции, состав Архиерейского Синода пополняется другими Архиереями, специально приглашенными Первоиерархом.
К числу дел, принадлежащих ведению Архиерейского Синода, в частности, относятся: избрание новых епископов, назначение управляющих епархиями, назначение и перемещение викарных епископов, назначение и увольнение начальников Миссий и увольнение епископов на покой, воссоединение с Церковью епископов, суд над епископами в первой инстанции, бракоразводные дела клириков в первой инстанции, издание книг Священного Писания, открытие духовных школ, дела по церковному усыновлению и узаконению, дела о церковных имуществах и другие.
Русская Православная Церковь Заграницей разделяется на епархии. В настоящее время в РПЦЗ 8 епархий и более 300 приходов. Все епархии находятся под управлением своих епархиальных архиереев. В каждой епархии имеется Епархиальный совет, а также Епархиальный церковный суд. По положению Русской Православной Церкви Заграницей Епархиальное собрание с участием клира, мирян и представителей монастырей, церковных братств, школ и благотворительных организаций, должно созываться не менее чем раз в 3 года.
Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей Митрополит Восточно Американский и Нью-Йоркский Иларион.
История Русской Православной Церковьи Заграницей (РПЦЗ)
История Русской Православной Церковьи Заграницей (РПЦЗ) (иначе ее называют "карловацкой", или "синодальной", церковью), началась в годы гражданской войны и тесно связана с историей белого движения и русской эмиграции.
Революция 1917 года и последующая гражданская война в России привели к массовой эмиграции. Кроме того, более 8 млн православных жителей бывшей Российской империи оказались за пределами советского государства — в отделившихся Польше, Литве, Эстонии, Латвии, Финляндии, а также на территориях, завоеванных неприятелем или переданных новой властью сопредельным государствам.
Потребность в устроении церковной жизни на чужбине изгнанники ощущали с особой остротой. В таких условиях и возникла Русская Православная Церковь Заграницей, первоначально именовавшаяся зарубежной частью Русской Церкви.
В 1919 году в Ставрополе было создано Временное высшее церковное управление (ВВЦУ) епархий юго востока России. Оно охватывало территорию, контролировавшуюся Белой армией. В ноябре 1920 года члены Управления покинули Россию.
19 ноября 1920 года на пароходе "Великий князь Александр Михайлович" в порту Константинополя (ныне Стамбул) состоялось первое за пределами России заседание ВВЦУ. Иерархи во главе с митрополитом Антонием (Храповицким) решили продолжить свою деятельность теперь уже среди эмигрантов.
В сложившихся условиях Патриарх Всероссийский Тихон, понимая опасность отрыва епархий от Москвы, предусмотрел тот случай, когда отрезанные от Патриархии архиереи должны будут образовать церковное управление на местах. В 1920 году он издал распоряжение № 362: "В случае, если епархия окажется вне всякой связи с Высшим Церковным Управлением, епархиальный архиерей входит в сношение с архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти", т. е. признал каноничным существование Заграничной церкви.
Собор в Константинополе избрал своим главой митрополита Антония Киевского и Волынского, старейшего иерарха Русской Церкви и создал свой исполнительный орган – Высшее Церковное Управление Заграницей. В
1921 году этот центр переехал, по приглашению Сербского патриарха Варнавы, на территорию Соединенного Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев. Сербский Патриарх Димитрий с любовью встретил русских архипастырей, оказавшихся в изгнании, и предоставил им свою резиденцию в Сремских Карловцах.
С 21 ноября по 3 декабря 1921 года в Сремских Карловцах состоялось Общецерковное заграничное собрание архиереев, клириков и мирян, в ходе заседаний переименованное во Всезарубежный Собор. Послание Собора "Чадам Русской Православной Церкви, в рассеянии и изгнании сущим" содержало призыв к возвращению на российский престол законного православного Царя из Дома Романовых.
Решения Первого Всезарубежного Собора вызвало сильное недовольство оветского правительства, которое потребовало от патриарха Тихона запрещения деятельности заграничного духовенства. Под этим давлением в 1922 году патриарх вынужден был издать распоряжение о закрытии Высшего Церковного Управления Заграницей. Через несколько дней после этого патриарх был арестован.
В августе 1922 года состоялся собор архиереев Заграничной Церкви, который постановил указ патриарха выполнить и Высшее Церковное Управление Заграницей упразднить. Но вслед за тем было постановлено, что на основе распоряжения патриарха Тихона за № 362 и в виду невозможности связи с Москвой, организовать временный Архиерейский Синод Русской Заграничной Церкви. Это решение отрезанных от Москвы архиереев стало с этого времен каноническим основанием для существования церковного центра заграницей.
Заграничный Архиерейский Собор в июне 1923 года подтвердил решение о создании Синода.
29 августа 1927 года митрополит Сергий (Страгородский), управляющий Российской Церковью, опубликовал Декларацию, в которой говорилось, что Церковь едина с советским богоборческим правительством и потребовал в ультимативной форме от всего эмигрантского духовенства письменной подписки о лояльности советской власти.
Почти все зарубежные иерархи и священники отказались дать подписку о лояльности, митрополит Сергий заявил о разрыве этого духовенства с Московской патриархией.
Указом Сергиевского Синода от 9 мая 1928 года Заграничный Синод и Собор были объявлены упраздненными и все их действия отмененными.
С этого момента Русская православная церковь за рубежом (РПЦЗ) оказалась совершенно самостоятельной церковной структурой, осознающей себя как "временно самоуправляющаяся на соборных началах часть поместной Российской Церкви".
Заграничный Синод вел широкую организационную и миссионерскую работу. Было достигнуто полное объединение всех русских заграничных епархий в Китае, Японии, Северной Америке и Западной Европе, митрополиты которых Евлогий и Платон, признали Заграничный Синод и приезжали на архиерейские соборы в Сремские Карловцы.
Однако полное единство Заграничной Церкви оказалось непродолжительным. Вскоре некоторые иерархи, опираясь на местные настроения, пожелали стать независимыми от Заграничного Синода. К ним относится Архиепископия (экзархат) русских православных приходов в Западной Европе, основанная в Париже митрополитом Евлогием (Георгиевским) и вошедшая в юрисдикцию Вселенского (Константинопольского) Патриарха. Небольшая часть русских эмигрантов сохранила верность Московскому Патриархату.
Во время второй мировой войны новому руководству РПЦЗ пришлось перевести Архиерейский Собор в Мюнхен и пойти на сотрудничество с гитлеровскими властями.
В 1950 году ее Заграничный Синод переехал в Нью Йорк.
С Московской Патриархией РПЦЗ не имела полнокровных отношений ввиду разногласий, существовавших еще с карловацкого периода. Представители зарубежной церкви называли два главных препятствия на пути к единству. В первую очередь это "сергианство" и "экуменизм" сотрудничество РПЦ с безбожной советской властью (декларация митрополита Сергия (Страгородского) 1927 г.) и участие РПЦ в экуменическом движении – движении к единству всех христианских конфессий, включая католиков и протестантов. Особой критике подвергается членство РПЦ во Всемирном Совете Церквей. Представители же РПЦ считают, что уступки советской власти были единственно возможным условием сохранения церковного института в стране, а участие в экуменическом движении необходимо для свидетельства о православии во внешнем мире.
Процесс воссоединения Русской Церкви оказался непростым. Иерархи зарубежной церкви после распада СССР требовали от Московского Патриархата покаяния за годы сотрудничества с безбожниками, одновременно приняв в свою юрисдикцию ряд приходов на территории России, чем только усугубили раскол. Таким образом, несмотря на освобождение Церкви в России от коммунистического гнета, раскол Русской Церкви сохранился. Призывы к возвращению в лоно Матери Церкви, неоднократно исходившие из Московской Патриархии, не были восприняты за рубежом.
В 2000 году на юбилейном Архиерейском Соборе Русская Православная Церковь канонизировала сонм новомучеников и исповедников Российских. Препятствий для воссоединения не осталось.
В сентябре 2003 года в Нью Йорке с Первоиерархом Русской зарубежной Церкви митрополитом Лавром встретился президент России Владимир Путин и передал ему приглашение Святейшего Патриарха Алексия посетить Москву. 14 мая 2004 года впервые за всю историю существования РПЦЗ ее Первоиерарх прибыл в Россию с официальным визитом. Несколько дней проходили переговоры. Был принят документ о необходимости восстановления церковного единства.
Начиная с 2005 года представители РПЦЗ принимали участие в работе Всемирных Русских Народных Соборов.
17 мая 2007 года в Храме Христа Спасителя в Москве состоялось торжественное подписание Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей.
После подписания состоялось первое совместное богослужение.