Трагедия в Перми год назад, 14 сентября, когда Boeing-737 авиакомпании "Аэрофлот-Норд" упал в черте города с 88 пассажирами и командой на борту, стала одной из крупнейших российских авиакатастроф за последние годы. Губернатор Пермского края Олег Чиркунов в интервью корреспонденту РИА Новости Жанне Малаховой рассказал, как пермяки почтут память жертв аварии в день годовщины и как планируется уберечь жителей города, над которым снижаются на посадку самолеты.
- Сразу после авиакатастрофы активно обсуждалась идея перенести аэропорт за пределы города, чтобы обеспечить безопасность его населения? Что сейчас с этим проектом?
- Речь идет не о переносе аэропорта. Самолеты могут садиться на взлетную полосу с двух сторон - прямо противоположных. Это два курса, цифры вам мало, что скажут. То есть либо лайнер идет над Пермью и садится с его стороны, либо идет со стороны, противоположной городу. В принципе, по розе ветров всегда будут такие ситуации, когда придется сажать самолеты над городом. Но путем переоборудования полосы можно сделать так, чтобы большая часть, более чем половина самолетов, в зависимости от метеоусловий, смогла садиться не со стороны города. Взлетают они почти всегда не над Пермью. Надо сделать так, чтобы они и взлетали, и садились не над городом.
- И когда это получится сделать или это пока только планы?
- Не только планы, но уже заказаны соответствующие изыскания - исследования профессиональным институтам. Федеральное агентство воздушного транспорта во всем нас поддерживает, уже были выделены деньги на переоборудование полосы в 2009 году. Стоимость работ - 30 миллионов рублей, финансируются за счет средств госкорпорации. И я очень надеюсь, что кризис не помешает, и в 2010 году мы сделаем то, что планировали. То есть большинство самолетов будет садиться не над городом.
- Причиной этого решения стала пермская авиакатастрофа?
- Это не связано с катастрофой. То, что этот самолет не упал на жилой квартал, это просто чудо. В районе аварии с одной стороны - жилой квартал, с другой стороны - тоже. В середине идет железнодорожное полотно, и именно на это полотно упал самолет. Это трагедия, погибли люди, но ни один житель окрестных микрорайонов не пострадал. И конечно, это подталкивает к тому, что нужно полностью исключить какую-то опасность для жителей. А у нас над городом летают не только гражданские самолеты, но и военные.
- То есть это идея появилась еще до трагедии?
- Прорабатывать начали до катастрофы. Причем за несколько месяцев до нее. В общем, было уже ощущение, что так рисковать нельзя.
- А будут или уже были какие-то траурные мероприятия?
- Был целый ряд мероприятий. Часть из них носит скорее внутренний характер - для родственников. Основная часть траурных мероприятий состоялась 13 сентября. Утром родственники погибших на месте крушения самолета высадили аллею памяти. А вечером в Пермской художественной галерее состоялся концерт-реквием.
- Будет ли установлен в день годовщины мемориал в память о погибших?
- У нас несколько проектов. Один из них связан с местом, где похоронены люди. Хотя очень многие похоронены не в Перми, поскольку родственники принимали решение. На сегодняшний день на месте захоронения сделано все, что планировалось. Установлена стела, на месте крушения возводится православная часовня, и подготовлен проект монумента - места памяти. Он не будет сделан в этом году, я не думаю, что в таких вещах нужно спешить. Но работы ведутся, и понятно, что это будет выполнено.
- Пермские власти следят за расследованием катастрофы?
- Расследование проводят федеральные власти. Надо понять первопричину аварии и сделать все, чтобы подобные вещи не повторялись. По второму пункту - понятно, что это долгая работа, и что это нужно делать всегда. Что касается расследования причин катастрофы... Конечно, на сто процентов утверждать, что именно там происходило, по крайней мере, я не возьмусь. Но с высочайшей долей вероятности причина понятна, и это человеческий фактор. К сожалению, как всегда человеческий фактор.