Сегодня исполняется 65 лет Владимиру Спивакову. В детстве он мечтал стать военно-морским инженером, серьезно увлекался живописью, получил разряд по боксу, но в итоге мир получил гениального скрипача, ставшего гениальным дирижером.
Один пассаж - одна спичка
Владимир Теодорович Спиваков родился 12 сентября 1944 года в Уфе, но вскоре после окончания войны семья переехала в Ленинград. Его отец Теодор Владимирович Спиваков, ушедший на фронт добровольцем и демобилизованный после тяжелого ранения, был инженером и врачом-диетологом.
Мать будущего всемирно известного музыканта - Екатерина Осиповна Вайнтрауб - была пианисткой, преподавала в музыкальной школе. Ее игра стала первыми музыкальными впечатлениями сына.
"Мама рассказывала, что когда она играла польки, я, едва научившийся стоять, подскакивал, а когда играла вальсы - раскачивался в своей кроватке", - цитируются слова Спивакова на его персональном сайте.
Мать часто брала сына с собой в музыкальную школу, запрещая вахтеру выпускать его. И он часами ходил из класса в класс, слушая игру на всевозможных инструментах. А в 7 лет сам начал заниматься музыкой. Первым его инструментом стала виолончель, но через две недели он попросил инструмент полегче - и получил скрипку.
В специализированную школу при Ленинградской консерватории его не приняли - из-за отца (тогда начиналось "дело врачей"), и он пошел в обычную музыкальную школу. Отец юного музыканта при возможности приходил к сыну на уроки, все очень скрупулезно записывал, а потом дома с ним занимался: клал на стол коробок спичек, и за время урока нужно было этот коробок опустошить. Один пассаж - одна спичка. А потом коробок надо было снова заполнить в обратном порядке. Лишь когда все спички опять были в коробке, занятие заканчивалось.
Первое время у Спивакова не было особых музыкальных успехов, пока однажды он не услышал, как один из старшеклассников играет "Размышление" Чайковского, и не сыграл его учителю одним пальцем на одной струне. Через некоторое время состоялось первое выступление Спивакова перед публикой.
"Я привел зал в состояние большого веселья тем, что, выйдя на сцену, положил скрипку на рояль и деловито подтянул короткие штаны. Потом невозмутимо взял скрипку и сыграл "Мазурку" Баклановой", - рассказывает музыкант.
Московские этюды
В 10 лет его все-таки зачислили в музыкальную десятилетку при Ленинградской консерватории. В 13 лет Спиваков получил первую премию, выступив на фестивале "Белые ночи". После участия в 1961 году во Всероссийском конкурсе юных исполнителей ему предложил перейти в свой класс профессор Центральной музыкальной школы при Московской консерватории Юрий Исаевич Янкелевич.
Так, не закончив школы при Ленинградской консерватории, Спиваков оказался в Москве. В 1963 году он поступил в Московскую консерваторию по классу скрипки к Янкелевичу, одновременно приходил в класс к Давиду Ойстраху, чтобы перенять некоторые технические приемы его игры.
От профессора Янкелевича Спивакову досталась скрипка, инструмент венецианского мастера Гобетти, на которой Спиваков сделал свою музыкальную карьеру. С 1997 года маэстро играет на инструменте работы Страдивари, который ему передали в пожизненное пользование меценаты - поклонниками его таланта. Его скрипку никто никогда не трогает, потому что, по словам его супруги Сати Спиваковой, музыкант считает, что если в его отсутствие кто-то прикоснется к его скрипке, "в ней нарушится молекулярный состав".
Кроме того, Янкелевич пресек его увлечение живописью и буквально "заставил" стать музыкантом. Дело в том, что соседом Спивакова по московской коммунальной квартире оказался художник Александр Буторов, который начал заниматься с молодым музыкантом нм живописью. Они вместе ходили на пленэр и писали этюды.
Когда об этом узнал Янкелевич, он устроил большой разнос. Занятия живописью, по его мнению, отвлекали Спивакова от главного - музыки. С тех пор Владимир Спиваков не брался за кисть и не стоял у мольберта, но страсть к живописи до сих пор его "влечет и гложет". Отчасти она реализовалась в коллекционировании картин.
Были у Спивакова и другие серьезные увлечения. Еще в детстве он хотел стать военно-морским инженером: ему "нравилось море, нравились военная форма и романтика". Он играл в футбол и баскетбол, несмотря на риск выбить себе пальцы, имеет 2-й разряд по боксу.
"…когда мы учились в ленинградской школе-десятилетке, нас, еврейских мальчишек, постоянно лупила компания хулиганов, собиравшаяся обычно на углу возле школы, - цитирует слова Спивакова сайт reporter.perm.ru. - Скрипки разбивались в щепки. Естественно, в один прекрасный день мне это надоело - так я попал в секцию бокса. Через три месяца, когда мы снова лицом к лицу столкнулись с вражеской компанией, я аккуратно положил свою скрипочку на землю и первый раз в жизни ответил, наконец, так, как следовало".
Играть первую скрипку
Первый же международный конкурс (им. М. Лонг и Ж. Тибо), в котором участвовал студент 3-го курса Спиваков - принес ему третью премию. Через два года он получил вторую премию в Генуе на конкурсе им. Паганини.
Трудным стал для него конкурс скрипачей в 1969 году в Монреале, на котором он получил первую премию. Дело в том, что для последнего тура полагалось за 6 дней выучить новое сочинение канадского композитора и исполнить его с оркестром. Произведение было написано в серийной технике, которая в СССР была запрещена.
После победы в Монреале Спиваков сыграл свой первый сольный концерт. Еще через несколько месяцев выступил за скрипичную команду на конкурсе им. Чайковского, получил вторую премию. Тогда он впервые в жизни вышел на сцену Большого зала Консерватории.
Затем - бесконечное число выступлений практически во всех странах мира, с лучшими симфоническими оркестрами мира, со знаменитейшими дирижерами. Однако даже именитейшего скрипача однажды во время концерта поставили в трудное положение.
"Однажды, когда я играл, у кого-то в зале зазвонил мобильный телефон, - рассказал он "Театральным "Новым Известиям". - Я на пару секунд прервал исполнение, а потом на своей скрипке повторил раздавшуюся из телефона мелодию. Ну как бы публично посмеялся над тем, что произошло. Зал откликнулся хохотом. В таких случаях шутка действует лучше, чем гневный взгляд".
С 70-х годов Спиваков начинает преподавать в Институте им. Гнесиных и увлекается… дирижированием.
Оркестр с юбками и без
Интерес к профессии дирижера у Спивакова был еще с музыкальной школы, когда он школе при Ленинградской консерватории впервые услышал звучание оркестра и инстинктивно начал размахивать руками в такт. "Из тебя что-то получится", - сказал ему тогда дирижер Румшкевич.
Дирижерскому мастерству скрипач, лауреат всевозможных международных конкурсов, Владимир Спиваков обучался у прославленного профессора Израиля Гусмана в России и Лорина Маазеля и Леонарда Бернстайна в США. Бернстайн по завершении обучения подарил Спивакову свою дирижерскую палочку. С этим подарком маэстро Спиваков не расстается по сей день.
Уже в 1979 году знаменитый скрипач с группой музыкантов-единомышленников организовал камерный оркестр "Виртуозы Москвы" и стал его художественным руководителем, главным дирижером и солистом.
"Я мечтал о коллективе, в котором для музыкантов была бы создана атмосфера творческой свободы, - говорит он. – Я собрал блестящих исполнителей, каждый из которых мог быть и оркестрантом, и солистом. Играли здорово – с таким энергетическим накалом, что от сцены шел жар, как от мартеновской печи".
Первое время с советским оркестром постоянно ездили "сопровождающие". "Помню, как в первую поездку был концерт в Барселоне, и вышел наш "сопровождающий", огляделся по сторонам и сказал: "Ну, что Барселона - город как город, я бы здесь никогда в жизни не остался. А вы?"…" - рассказал Спиваков в интервью "Известиям".
За 30 лет "Виртуозы Москвы" побывали с гастролями почти во всех крупных городах России и стран СНГ, в Европе и Америке. Они поражали количеством выступлений - до 120 в год.
Но в годы перестройки дела у "Виртуозов Москвы" шли хуже некуда. Чтобы сохранить оркестр, Спиваков обратился к королевской семье Испании, с которой был дружен, и получил согласие на переезд 150 музыкантов - вместе с семьями.
"Многие в России осуждали меня, упрекали, некоторые даже делали на нашем отъезде собственную карьеру: патриоты, дескать, остаются, а некоторые бегут с тонущего корабля. Но жизнь все расставила по своим местам: и я вернулся, и "Виртуозов" сохранил, не дал разрушиться тому, что было создано", - резюмирует Спиваков.
Как сообщается на сайте Международного объединенного биографического центра, в Испании "Виртуозов" пытались крепче при себе удержать: сделали очень "дорогое" предложение от Барселоны, но при одном условии: вместо "Виртуозов Москвы" оркестр стал бы "Виртуозами Барселоны". Спиваков наотрез отказался.
Оркестр вернулся из "творческой эмиграции" в Россию в 1997 году, причем состав его был значительно обновлен - часть музыкантов осталась в Испании. И, если раньше "Виртуозы" следовали караяновскому принципу - ни одной юбки в оркестре, то с годами среди "Виртуозов" появились женщины.
Скрипичным смычком и дирижерской палочкой
Параллельно с работой с "Виртуозами" Спиваков выступал в качестве дирижера лучших симфонических оркестров мира. Спиваков также дирижировал ведущими оркестрами мира: Чикагским, Филадельфийским, Кливлендским, Будапештским филармоническими, оркестрами театра "Ла Скала", французского радио и Академии "Санта Чечилия".
В 1999 году Спиваков занял пост главного дирижера Российского национального оркестра (РНО) и руководил оркестром до 2002 года. В 2003-м музыкант организует Национальный филармонический оркестр России, становится его художественным руководителем и главным дирижером.
Со всеми коллективами Спиваков работает, следуя своим принципам и правилам, которые принесли ему успех как руководителю оркестров. "Я всегда разговариваю с музыкантами, рассказываю им о содержании сочинения, ставлю определенную исполнительскую задачу, провожу аналогии и ассоциации, которые помогают артисту найти свой ключ к произведениям. Когда я работаю над сочинением, люблю почитать письма композиторов или мемуары современников. Невидимый мир ассоциаций, мыслей, ощущений вообще несравненно богаче видимого. Сцена проверяет правильность этих находок", - считает он.
С 1989 года Владимира Спивакова приглашают на известнейшие международные скрипичные конкурсы, в том числе и покоренным им, но теперь уже в качестве члена жюри. В 1989-м мэрия Кольмара пригласила Спивакова на роль художественного руководителя местного музыкального фестиваля.
В 2001 году Спиваков по образцу фестиваля в Кольмаре организовал Московский международный фестиваль "Владимир Спиваков приглашает…", вовлекая в концертную жизнь столицы крупнейших иностранных исполнителей. В 2003 году правительство Москвы назначило музыканта президентом нового концертного комплекса - Московского международного Дома музыки.
На вопрос "Известий", относится ли сейчас Спиваков к себе как к дирижеру или как к скрипачу, он отвечает: "Однажды Бернстайн мне сказал: "Когда ты будешь так же дирижировать, как ты играешь на скрипке, - значит, ты стал дирижером". Сейчас я чувствую, что достиг дирижерской свободы".
Лица и лики
По признанию Владимира Спивакова, больше всего он любит музыку и семью. У него три дочери: Екатерина, Татьяна и Анна - от актрисы и ведущей Сати Спиваковой. Кроме того, у Владимира Спивакова есть взрослый сын Александр Рождественский от брака с Викторией Постниковой. В семье Спиваковых живет его племянница Саша, дочь умершей младшей сестры.
Музыкант сожалеет, что из-за напряженного графика мало внимания уделяет своим детям. "Порой больше моего внимания достается чужим, чем своим", - признается он.
Дело в том, что Владимир Спиваков активно занимается благотворительной деятельностью. В мае 1994 года был основан Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова, деятельность которого направлена на улучшение положения детей-сирот и помощь больным детям, а также создание условий для творческого развития юных талантов.
"Когда распался Советский Союз, я понял, что страдать от этого будут самые уязвимые представители общества - старики и дети, - рассказывает он. - И я решил попытаться помочь хотя бы детям, имея в виду не только помощь материального или медицинского характера, но и задачу сохранения культурного пространства. (…) И куда бы я ни приезжал, везде хорошо одетые детишки приходят на концерты, нередко садятся на сцену, иногда заглядывают на пресс-конференцию. Я спрашиваю: вы откуда? Они говорят: мы из вашего фонда. (…) Ничто не делает меня более счастливым, чем улыбки детей. Когда я смотрю на лица детей, играющих на любых инструментах, я вижу, что это не лица - это лики".
Многие годы маэстро занимается и другой благотворительной и общественной деятельностью. Вместе с оркестром "Виртуозы Москвы" Спиваков играл в Армении сразу после землетрясения 1988 года, на Украине через три дня после чернобыльской катастрофы. В его активе - многочисленные концерты для бывших узников сталинских лагерей, благотворительные концерты по всему бывшему Союзу и т. д.
Всех титулов и достижений маэстро - как в Отечестве, так и за рубежом - просто не перечесть. Его жизнь полностью подчинена расписанию концертов, даже во время перелетов в самолете он не спит - работает. Когда журналисты его спрашивают, как ему хватает сил на все это, музыкант ссылается на фразу дирижера Зубина Меты: "Я отдыхаю в Adagio Восьмой симфонии Брукнера…".
Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников