МОСКВА, 10 сен - РИА Новости. Создание нового российского авиаперевозчика вместо или на базе авиакомпании "КД авиа", которая инициировала процедуру банкротства и в субботу прекратила полеты, возможно уже в 2010 году при грамотно составленном бизнес-плане и квалифицированной команде, которая будет работать в новой авиакомпании, считают эксперты, опрошенные РИА Новости.
Глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев отметил, что проблема "КД авиа" связана с тем, что финансовое положение авиакомпании затруднительное и те крупные инвестиции, которые были вложены в нее, еще не вернулись. "Этим, в первую очередь, обусловлено тяжелое финансовое положение компании. Кроме того, "КД авиа" не смогла улучшить свое финансовое положение, потому что с лета прошлого года сильно сократился пассажиропоток, в частности, из-за кризиса", - сказал он.
По его словам, сейчас очевидно, что если создавать некую авиакомпанию вместо или на базе "КД авиа", которая будет обладать, в частности, квалифицированным персоналом, грамотно выстроенной сетью продаж, то это можно сделать с гораздо меньшими издержками, и 3,5 миллиарда рублей для этого будет вполне достаточно.
"Конечно, те люди (сотрудники "КД авиа"), которые сейчас почти полгода сидят без зарплаты, не факт, что пойдут работать в новую компанию. При этом также важно, чтобы были не только вложены деньги, но и введены ноу-хау. Неизвестно, согласятся ли менеджеры "КД авиа" перенести все свои наработки в новую компанию", - сказал Пантелеев.
Вместе с тем, по его словам, создание новой компании возможно, но по бизнес-модели, по которой создавалась "КД авиа". "Ближайшие три месяца администрация Калининградской области, скорее всего, будет придумывать бизнес-план с помощью какой-нибудь консалтинговой компании. За это время есть шанс многое потерять. Но с другой стороны, пока люди (сотрудники "КД авиа") не разбежались, то в том или ином виде можно было бы стартовать (создавать новую авиакомпанию - ред.) с 2010 года", - отметил глава аналитической службы агентства "Авиапорт".
Он уточнил, что если бы в проект по созданию новой авиакомпании вошел крупный федеральный перевозчик, например, "Аэрофлот", то это было бы привлекательно, в частности, для дальнейших вложений со стороны инвесторов. "Но для "Аэрофлота" важно, чтобы были вложены бюджетные деньги. Авиакомпания вложила много денег в строительство третьего терминала аэропорта "Шереметьево" и сейчас самостоятельно вкладывать в создание новой авиакомпании в Калининграде пока будет для "Аэрофлота" затруднительно. Лучше всего тут "подсуетиться" авиакомпании "Аэрофлот-Норд" и попробовать поднять этот рынок, но только с помощью материнской компании", - пояснил Пантелеев.
Гендиректор консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак, со своей стороны, также считает, что создание новой авиакомпании вместо или на базе "КД авиа" возможно, но все будет зависеть от того, какую соберут команду. "Очень сложный и неоднозначный проект. Нужны очень хорошие специалисты, которые бы этой идеей увлеклись. Естественным путем это не получится", - сказал он.
Говоря об инвестициях в создание нового авиаперевозчика, он отметил, что тех же 4 миллиардов рублей, которые правительство выделило для "КД авиа", хватит.
Директор по развитию департамента корпоративных финансов ИФК "Метрополь" Максим Розенблит, в свою очередь, сказал, что еще в конце прошлого года сегодняшний исход ситуации, сложившейся в "КД авиа", для аналитиков ИФК "Метрополь" был вполне предсказуем. "Мало кто сомневается, что в самое ближайшее время авиаперевозки на калининградском направлении восстановятся: будет создана новая компания, либо существующие игроки увеличат частоту рейсов", - считает он.
Вместе с тем он отметил, что роль "КД авиа" не сводилась лишь к обеспечению львиной доли авиаперевозок в Калининград. "В реальности была предпринята попытка создать на западе страны уникальный хаб, который в самое ближайшее время мог стать серьезным конкурентом (аэропорту) "Шереметьево". Гибкая ценовая политика компании и удобное стыковочное расписание достаточно быстро заставили многих пассажиров из многих городов России, путешествующих в Европу, обратить внимание на "КД авиа", - отметил Розенблит.
По его мнению, маловероятно, что новые операторы калининградского направления смогут выйти на более интересную бизнес-идею, чем обычные региональные перевозки.
Росавиация ранее сообщила, что пассажиры "КД авиа" с субботы смогут в течение 55 дней летать рейсами ряда российских авиакомпаний по имеющимся у них билетам.
В пятницу стало известно, что Арбитражный суд Калининградской области принял к производству дело о банкротстве "КД авиа". Авиакомпания инициировала эту процедуру из-за долгов на сумму более 11,72 миллиарда рублей.
С 1 сентября "КД авиа" приостановила продажу билетов. Росавиация заявила, что с 14 сентября лишает перевозчика сертификата эксплуатанта. А Росаэронавигация с 12.00 мск 1 сентября прекратила обслуживать все рейсы калининградской авиакомпании.
"КД авиа" являлась основным авиаперевозчиком в Калининградской области, выполняла ежедневные полеты в десятки городов России и в страны Европы.
В 2008 году "КД авиа" перевезла 1,36 миллиона пассажиров (рост на 106% по сравнению с 2007 годом), став девятой в России по объему перевозок. В январе 2009 года перевозки компании выросли на 27%, и она заняла шестую позицию в рейтинге крупнейших российских авиаперевозчиков. Вместе с тем, уже по итогам января-июля сокращение перевозок составило 1,6 раза, что соответствует лишь 15-му месту среди авиакомпаний России.