Госдума в октябре рассмотрит в первом чтении законопроект, исключающий иностранных преподавателей из списка лиц, которым не нужно получать разрешение на работу в РФ. О возможных последствиях принятия закона РИА Новости рассказал директор по прикладным исследованиям Центра экономических и финансовых исследований и разработок Российской экономической школы Игорь Федюкин.
- Сколько сейчас в российских вузах иностранных профессоров?
- В лучшем случае 20-30 человек на всю страну. Все они сконцентрированы в 4-5 вузах Москвы и Санкт-Петербурга, преподают в основном экономику и менеджмент, поскольку на соответствующих факультетах хорошо платят. Помимо иностранцев, в наших вузах работают еще и представители российской диаспоры за рубежом, для привлечения которых российское правительство предпринимает определенные шаги. Их сегодня не более сотни, но многие имеют российское гражданство.
Конечно, ситуация улучшается - три-четыре года назад иностранных профессоров в России, пожалуй, можно было пересчитать по пальцам. А сегодня есть даже один государственный вуз, где первым проректором назначен американец. Но иностранных профессоров все равно очень мало.
- Почему?
- Одно из препятствий – действующее законодательство, не позволяющее преподавателю получить визу больше чем на год. Есть и дополнительные ограничения: профессор может провести в командировках вне региона, где он работает, не более десяти дней в году, то есть о многих поездках на конференции и стажировки приходится забыть.
Это означает, что, заключая с иностранцем долгосрочный контракт, российские вузы не могут гарантировать выполнение своих обязательств. Они проигрывают в конкуренции за лучших профессоров, поскольку ведущие университета мира предлагают им не просто долгосрочные, а пожизненные контракты.
- А зачем вообще иностранцы нужны нашим вузам? Без них нельзя обойтись?
- Очевидная причина в том, что Россия нуждается в модернизации и кадровом обновлении как экономики в целом, так и системы высшего образования. В этом нуждаются и многие другие страны, например, Азии и Латинской Америки, которые буквально охотятся за высококвалифицированными профессорами по всему миру. Эти люди имеют опыт работы в ведущих университетах, академических и корпоративных исследовательских центрах, а значит – есть надежда, что этот опыт они смогут передать на новых местах работы. Кадры высшей квалификации приносят не меньшую экономическую отдачу, чем природные ресурсы.
Примечательно, что ведущими импортерами иностранных профессоров являются не развивающиеся страны, а Западная Европа и США. В мире сложился глобальный рынок ученых, на котором идет ожесточенная конкуренция. В лучших университетах Америки и Великобритании доля иностранных преподавателей достигает 30% и более. Иностранные ученые в США оказываются в среднем даже более продуктивными, чем их местные коллеги.
- В пояснительной записке к законопроекту говорится, что иностранцы замечены в «распространении экстремистской идеологии, разжигании национальной и религиозной вражды в студенческой среде и других действиях, противоречащих интересам национальной безопасности». Это имеет отношение к профессорам?
- Не знаю, какие случаи имеют в виду авторы записки. Хотелось бы иметь информацию о конкретных происшествиях, чтобы анализировать их детально.
- К чему приведет принятие законопроекта?
- Привлечение иностранных профессоров будет происходить по той же схеме, что и завоз разнорабочих строительными компаниями. Профессорам придется оформлять разрешение на работу в Федеральной миграционной службе (на сегодняшний день им, наряду с журналистами и сотрудниками дипмиссий, достаточно трудовой визы), предъявлять нотариально заверенные дипломы и медсправки. Вузам же придется доказывать, что иностранный профессор им необходим, потому что у них нет «отечественных аналогов».
Таким образом, ситуация с привлечением иностранных профессоров резко ухудшится - наша страна лишится возможности конкурировать за высококвалифицированных специалистов. В логику построения открытой инновационной экономики, основанной на знаниях, это абсолютно не укладывается.
- Какой должна быть государственная политика по привлечению иностранных преподавателей?
- Иностранные профессора должны иметь возможность получать «научные визы» сроком на несколько лет, в облегченном порядке, с возможностью свободно путешествовать по стране. В отличие от всех развитых стран в России такой категории документов просто нет.
Необходимо также радикально облегчить процедуру признания иностранных научных степеней, так называемую нострификацию. Доходит до абсурда: если иностранный Нобелевский лауреат захочет стать профессором МГУ, ему придется перевести свою диссертацию и отослать ее на рассмотрение в Высшую аттестационную комиссию. На мой взгляд, в вопросах нострификации не нужно требовать от других государств взаимности: если какая-то страна не хочет признавать наши дипломы и научные степени, пусть этого не делает – наши ученые туда не поедут. Но мы не должны лишать себя возможности привлекать талантливых профессоров из этой страны.
Материал подготовил Иван Стерлигов (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости