МОСКВА, 8 сен - РИА Новости. Нужна ли Дальнему Востоку единая дирекция программ развития, как привлечь в регион инвесторов, в том числе, к строительству космодрома "Восточный", и как помочь развитию газовой отрасли на Востоке России - эти, и другие темы обсуждались в первый день Дальневосточного международного экономического форума в Хабаровске во вторник.
На двухдневный форум прибыли около 600 участников, в том числе более 130 представителей зарубежных стран. Самые многочисленные иностранные делегации приехали из Китая, Южной Кореи, Японии. В этом году, несмотря на кризис, у соседей по АТР огромный интерес к экономическому форуму в Хабаровске. На форум приехали представители 16 российских регионов и 14 иностранных государств.
РИА Новости выступает генеральным информационным партнером мероприятия.
Дирекция развития: просто вывеска не нужна
Зампредседателя Госдумы РФ Валерий Язев озвучил на форуме идею создания единой дирекции программ развития Дальнего Востока, которая бы координировала все федеральные программы, реализуемые в округе.
"Госдума по результатам предыдущих форумов инициировала такие предложения, которые направила в правительство РФ. На наш взгляд, требуется координация, потому что (есть) сложные программы, инвестиционно емкие: ФЦП до 2020 года, есть до 2030 года, нужна координация", - сказал Язев.
В свою очередь полпред президента в ДФО Виктор Ишаев высказал мнение, что работа такого центра будет зависеть от уровня его полномочий. Региону, по его словам, нужна дирекция, которая решает проблемы территории, а создавать номинальный орган нет смысла.
"Весь вопрос в том, какие у нее будут полномочия и ресурсы. Если будет одна вывеска у дирекции, то ничего не будет, если будут конкретные полномочия, то это другой разговор. Нужна дирекция, которая решает проблемы территории", - сказал он на пресс-конференции.
По мнению полпреда, задачей дирекции должны стать координация действий и снятие административных барьеров. "Помогать и взаимоувязывать действия, и смотреть, чтобы не было меркантильных интересов у отдельных территорий", - сказал Ишаев.
Программы сводились к нулю
Участники форума обсудили "больную" тему для Дальнего Востока - как привлечь инвесторов и удержать их в регионе.
Попытки массированного государственного инвестирования Дальнего Востока и Забайкалья, заметил Ишаев, предпринимались несколько раз. Так было в 30-е, 50-е и 70-е годы, также похожа история развития региона в рамках первой программы "Развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1986-2000 годы".
За последние двадцать лет все программы, по его словам, начинались "за здравие" и сводились к нулю.
"То есть программы последних двадцати лет не доводились до конца...При этом инфраструктура никогда не была сформирована в соответствии с планом. Комплексного развития не получилось", - сказал полпред.
Как улучшить демографию
Повышение уровня жизни поможет решить демографические проблемы на Дальнем Востоке, считают участники форума.
В частности, это можно сделать за счет повышения доступности и качества авиа- и автотранспортных услуг. В настоящее время правом льготного авиаперелета воспользовались более 11 тысяч жителей Хабаровского края.
"С учетом востребованности данной программы срок ее действия был продлен на полтора месяца - до конца октября. Прорабатывается вопрос о том, чтобы и в 2010 году программа опять возобновилась", - отметил Язев.
Демографическую ситуацию может улучшить и реализация инвестпроектов. Так, отметил он, создание во Владивостоке предприятия по сборке автомобилей позволит создать дополнительные рабочие места.
Будет газ - будет жизнь
По мнению Язева, в ближайшие годы необходимо увеличить денежные вложения - и федерального центра, и субъектов федерации Дальнего Востока, - в Восточную газовую программу. Ее реализация, отметил он, позволит добывать до 30 миллионов кубометров газа в год, газифицировать промышленные предприятия и население и создать те же рабочие места.
Восточная газовая программа является основополагающим документом долгосрочной стратегии развития газовой отрасли на Востоке страны, также отметил зампредседателя правления "Газпрома" Александр Ананенков.
Он сообщил, что компания в 2009 году вложит в дальневосточные проекты на 30 миллиардов больше чем в прошлом году - 67 миллиардов рублей. В 2010 году вложения превысят 100 миллиардов рублей.
"Несмотря на кризисные явления, "Газпром" продолжает финансировать в полной мере восточные проекты", - сказал Ананенков.
Он напомнил, что в июле этого года "Газпром" приступил к плановому строительству магистрального газопровода "Сахалин-Хабаровск-Владивосток". Завершение строительства его первой очереди предполагается в третьем квартале 2011 года.
По словам Ананенкова, еще один важный элемент Восточной газовой программы - формирование Якутского центра газодобычи. Его развитие будет осуществляться на базе Чаяндинского месторождения, лицензию на разработку которого "Газпром" получил год назад. "Получение первой нефти на этом месторождении планируется уже в 2014 году, ввод в разработку газовой залежи - в 2016 году. "Газпром" уже приступил к разведочному бурению на месторождении", - отметил он.
Наряду с разведкой и обустройством месторождений компании предстоит строительство магистрального газопровода "Якутия-Хабаровск-Владивосток", который на значительном протяжении пройдет в едином коридоре с нефтепроводом "Восточная Сибирь-Тихий океан" и в будущем будет объединен с ГТС "Сахалин-Хабаровск-Владивосток". Ананенков подчеркнул, что к строительству этого газопровода компания приступит после завершения работ на газопроводе "Сахалин-Хабаровск-Владивосток".
Налоги и пошлины
По мнению участников форума, добытчиков газа на Дальнем Востоке нужно освобождать от налога на добычу полезных ископаемых.
"Такие сложные месторождения как Ковыкта, Чаянда, причем с необходимостью утилизации этана, пропана, бутана, гелия, сложно будет реализовать, нужны налоговые послабления. Я считаю, что от НДПИ эти месторождения должны быть освобождены на разумную перспективу", - отметил Язев.
Особо стоит вопрос о тарифах на прокачку газа на этих месторождениях, а они централизованно устанавливаются государством. Язев отметил, что эти вопросы будут обсуждать члены газового общества России и депутаты Госдумы, потому что все эти вопросы могут решаться только на законодательном уровне.
В первый день форума также обсуждалась деревоперерабатывающая отрасль, которая будучи перспективной, остается в регионе все еще неразвитой.
Хабаровский губернатор Вячеслав Шпорт призвал на форуме отложить введение запретительных экспортных пошлин на круглый лес на три года. Это, по его мнению, поможет повысить устойчивость регионального рынка лесных материалов.
Решено с 2010 года повысить пошлины до заградительного уровня - до 80%, но не менее 50 евро за кубометр, что фактически закроет российский экспорт необработанной древесины.
"Для повышения устойчивости регионального рынка лесных материалов, стимулирования развития деревообработки мы предлагаем отложить введение запретительных экспортных пошлин на круглый лес на три года, снизить их - вплоть до обнуления, для предприятий, реализующих крупные проекты в области деревообработки", - сказал Шпорт.
По его словам, в результате разрозненной деятельности лесоэкспортеров, демпинга, регион теряет до 30% экспортной выручки. Развитие лесной индустрии также сдерживает инфраструктурные ограничения, высокие транспортные и энергетические тарифы. Кроме того, по словам Шпорта, на Дальнем Востоке полностью отсутствуют предприятия по производству целлюлозы, где утилизируется низкотоварная древесина.
По расчетам специалистов, в регионе ежегодно теряется около 3 миллионов кубометров низкосортного сырья.
Важные проекты: космодром и аэропорт
В числе масштабных инвестпроектов Востока России, которые обсуждались на форуме, - строительство космодрома "Восточный" в Амурской области. По мнению, губернатора Приамурья Олега Кожемяко, без зарубежных инвесторов здесь не обойтись.
"Решение задач создания обеспечивающей инфраструктуры космодрома "Восточный" только за счет средств федерального бюджета РФ в современных условиях представляется неэффективным. На современном этапе развитие космонавтики немыслимо без серьезного международного сотрудничества, в том числе финансового", - сказал он.
По словам амурского губернатора, на сегодняшний день в инвестировании инфраструктуры космодрома изъявили желание участвовать 18 субъектов РФ, включая и регионы Дальнего Востока. Есть возможность участия компаний из Японии и Корейской Республики.
Другой проект - создание на базе Хабаровского аэропорта крупного транспортного авиационного узла: хаба.
"У меня нет сомнений в окупаемости проекта. Считаю, что этот проект при создании мастер-плана найдет своего инвестора, в том числе и зарубежного", - сказал председатель комитета Госдумы РФ Сергей Шишкарев.
По словам министра транспорта Хабаровского края Виктора Чудова, на его реализацию потребуется до одного года.