Рейтинг@Mail.ru
Турция-Армения: футбол без границ - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Турция-Армения: футбол без границ

© Иллюстрация РИА Новости«Футбольная дипломатия» заменяет сегодня Турции и Армении полномасштабные двусторонние отношения
«Футбольная дипломатия» заменяет сегодня Турции и Армении полномасштабные двусторонние отношения
Читать ria.ru в
Речь пойдет о «футбольной дипломатии». О той самой, что заменяет сегодня для Турции и Армении полномасштабные двусторонние отношения. Единственное, что связывает эти две страны - футбол. Политики вынуждены руководствоваться графиком матчей сборных, проводимых в рамках отборочного цикла чемпионата мира-2010, для того, чтобы наносить друг другу визиты...

Ильгар Велизаде, политолог (Азербайджан), для РИА Новости.

Удивительная все-таки игра футбол. Никого не оставляет равнодушным. Даже во время Олимпиад возможны войны, но во время интересных футбольных баталий? Если перефразировать известное выражение «О спорт, ты - мир» на «О футбол - ты…», смысловая нагрузка в нем заложенная может только выиграть. Футбольный рейтинг может вознести Нидерланды до статуса мировой державы и, наоборот, низвести Китай до уровня крайне рядовой страны. Собственно, тему футбола можно развивать до бесконечности. И как жаль, что приходится писать не про футбол.

Единственное утешение - речь пойдет о «футбольной дипломатии». О той самой, что заменяет сегодня для Турции и Армении полномасштабные двусторонние отношения.

Единственное, что связывает эти две страны - футбол. Политики вынуждены руководствоваться графиком матчей сборных, проводимых в рамках отборочного цикла чемпионата мира-2010, для того, чтобы наносить друг другу визиты. Вместо привычного в таких случаях дипломатического протокола.

От матча к матчу

6 сентября 2008 года президент Турции Гюль прибыл с визитом в Ереван по приглашению своего армянского коллеги - под формальным предлогом посетить первый матч сборных команд Турции и Армении. С этого самого момента контакты по налаживанию двусторонних отношений, ведущиеся в Швейцарии при посредничестве ее МИДа уже почти год, стали выходить из тени. В Анкаре и Ереване начали приходить к пониманию, что прежний характер двусторонних отношений, точнее говоря, полное отсутствие таковых, не отвечает требованиям сегодняшнего состояния дел в регионе, общемировым политическим трендам и, таким образом, национальным интересам самих этих государств.

С другой стороны, наличие диаметрально противоположных подходов и взглядов делало практическое сближение обоих государств делом безнадежным. Пока, наконец, не грянул август 2008 года - война на Кавказе, политические последствия которой создали ситуацию, когда продолжать прежнюю линию поведения для двух соседей оказалось совсем уже нецелесообразным.

Сразу же после начала «пятидневной войны» премьер-министр Турции Эрдоган выступил с инициативой создания Пакта мира и стабильности на Кавказе. Что тут же было расценено как претензии Анкары играть более активную роль в кавказских делах. Без Армении «кавказская партия Турции» была бы малопродуктивной.

Для Армении, которая с потерей прямой связи с Россией через территорию Грузии осталась запертой в регионе и теперь имела лишь одну возможность поддерживать стабильную сухопутную связь с внешним миром - через Иран, - открытие границы с Турцией означает если не все, то очень многое. И выход из многолетней изоляции, и развитие национальной экономики, и эффективную интеграцию в региональное хозяйство, и усиление позиции страны как участника важных политических процессов в регионе.

Однако визит Гюля в Ереван показал, что без учета интересов Азербайджана и России на серьезный успех вряд ли стоит рассчитывать. Если говорить о Москве, то ее этот вопрос должен интересовать как минимум потому, что это ее войска до сих пор несут охрану армяно-турецкой границы. И потом, всякое изменение статус-кво в регионе, - а это непременно произойдет, если граница будет открыта, - затронет и российские интересы.

Вообще, Россия заинтересована в развитии турецко-армянского диалога. В этом случае эффективность ее взаимодействия с основными партнерами в регионе заметно возрастет. Позиция же Баку всегда была и остается неизменной по сей день: Турция и Армения вольны сами решать проблемы, стоящие перед ними. В то же время, если Турция решится открыть границу с Арменией, этот шаг будет противоречить национальным интересам Азербайджана. В этом случае Азербайджан оставляет за собой право поступать сообразно своим интересам.

Дело в том, что, начиная с 1992 года, позиция Анкары заключалась в том, что всякие официальные отношения с Ереваном будут заморожены до тех пор, пока Армения не согласится выполнить ряд условий. Пока не откажется от требования к Анкаре признать события 1915 года в Османской империи геноцидом, не освободит оккупированные Арменией азербайджанские территории (Нагорный Карабах) и не откажется от территориальных претензий к Турции.

Отход Анкары от своей же многолетней позиции, таким образом, нарушил бы основополагающий принцип двусторонних азербайджано-турецких отношений, который еще покойный президент Гейдар Алиев сформулировал следующим образом: Турция и Азербайджан - две страны - одна нация. Этот принцип безоговорочно признавался всеми правительствами Турции, начиная правительства Демиреля и заканчивая правительством Эрдогана.

Изменение такой позиции может привести к внутриполитической дестабилизации в Турции. Ведь общественное мнение там далеко не однозначно относится к начавшемуся турецко-армянскому диалогу. Даже в стане правящей партии есть влиятельные силы, которые выступают за соблюдение Арменией некоторых условий, при которых возможно достижение конкретных результатов. Во всяком случае, в самой Армении это хорошо понимают.

Не случайно активная фаза переговоров с Азербайджаном при посредничестве России по урегулированию карабахской проблемы началась осенью 2008 года и знаменовалась подписанием в ноябре известной Московской декларации, т.е. через два месяца после памятного визита Гюля в армянскую столицу. И, несмотря на то, что официальный Ереван не соглашается проводить параллели между решением проблем турецко-армянских отношений и карабахским урегулированием, на самом деле эти переговоры идут параллельно.

Когда в апреле этого года между Арменией и Турцией было достигнуто соглашение по «дорожной карте», Азербайджан не был поставлен в известность ни относительно хода переговоров, ни о содержании подписанного документа. Поэтому к известию о принятии Анкарой и Ереваном «дорожной карты» в Баку отнеслись достаточно насторожено. Некоторое похолодание двусторонних азербайджано-турецких отношений, наступившее вслед за этим, не могло не остаться незамеченным в Анкаре.

Уже в мае премьер Эрдоган, посетив Баку, лично заверил президента Ильхама Алиева, что Турция ни при каких условиях не пойдет на соглашения с Арменией, хоть как-то ущемляющие интересы Азербайджана. На следующий день, выступая в стенах азербайджанского парламента, он еще раз публично подтвердил позицию своей страны.

Спустя еще несколько недель Эрдоган произвел смену ряда ключевых министров в своем кабинете под предлогом перестройки его работы. Обращает внимание, что считавшийся архитектором строительства новых отношений между Анкарой и Ереваном министр иностранных дел Али Бабаджан был заменен на Ахмеда Давутоглу, который известен как сторонник более умеренной линии поведения. После этого ажиотаж вокруг турецко-армянских переговоров заметно поутих.

С другой стороны, существенно интенсифицировался армяно-азербайджанский диалог. Президенты этих стран в течение двух месяцев дважды встречались, сначала в Санкт-Петербурге (июнь), а затем в Москве (июль). Хотя с точки зрения достижения конкретных договоренностей эти встречи можно было бы назвать безрезультатными, с точки зрения сделанных заявлений, накануне и в промежутках встреч, стало возможным делать оптимистические прогнозы.

Так, впервые за много лет президент Азербайджана Ильхам Алиев в интервью телеканалу «Вести» поделился своим видением перспектив урегулирования, что, впрочем, можно рассматривать и как повестку дня сегодняшнего этапа переговорного процесса. Сначала освобождаются пять оккупированных районов, затем, через пять лет, еще два - лежащих между территорией бывшей НКАО и Арменией. Статус Нагорного Карабаха является предметом последующего обсуждения в течение более неопределенного времени.

О поэтапности решения карабахской проблемы заговорили и сопредседатели Минской группы ОБСЕ. На саммите G-8 в Аквилле, впервые за всю историю ее существования, президенты США, Франции и России приняли совместное заявление по Карабаху.

В Анкаре все это время очень внимательно следили за ходом азербайджано-армянских переговоров. Ведь любой прорыв в этом направлении открывал новые возможности для Турции в решении ее собственных проблем с Ереваном. Тем более, что до ответного футбольного матча в Турции остается все меньше времени.

Параллельные процессы

Известие, касающееся договоренности о начале «внутренних политических консультаций» относительно подписания Протокола об установлении дипотношений и Протокола о развитии двусторонних отношений между Турцией и Арменией, как и известие о «дорожной карте», стало полной неожиданностью для общественности обеих стран. Как и весной, турецкая общественность стала выражать обеспокоенность возможностью не только открытия турецко-армянской границы, но и установления полномасштабных дипломатических отношений между двумя странами. Подход руководства Армении, заключающийся в том, что при проведении этого этапа переговоров предъявление всяких предусловий неприемлемо, руководство Турции вряд ли разделит. Но если в Армении правительство страны сталкивается лишь с внутренней оппозицией и, напротив, имеет широкую международную поддержку, то в Турции, кроме оппозиции внутри страны, большое влияние на руководство оказывает позиция Азербайджана.

Вот почему министр иностранных дел Ахмед Давутоглу, для того чтобы успокоить собственную общественность, а заодно и азербайджанское руководство, не так давно заявил, что переговоры Турции с Арменией и армяно-азербайджанские переговоры - процесс параллельный. В ходе телефонного разговора Давутоглу заверил своего азербайджанского коллегу Эльмара Мамедъярова, что Анкара никогда не сделает шаги, которые смогли бы нанести вред интересам Баку. «Поэтому Азербайджан полностью может положиться на Турцию», - подчеркнул глава турецкого МИД.

В свою очередь, Мамедъяров отметил, что у азербайджанской стороны нет беспокойства по поводу последних событий в армяно-турецких отношениях.

«Мы верим, что премьер-министр и глава МИД Турции сдержат свое слово, данное азербайджанскому народу, что без освобождения оккупированных территорий границы (турецко-армянские) не будут открыты», - подчеркнул глава МИД Азербайджана.
9 октября, во время саммита глав государств СНГ в Кишиневе, состоится очередная встреча президентов Азербайджана и Армении. В случае если на этой встрече президентам удастся придти к конкретным договоренностям, можно будет говорить о реальных перспективах и турецко-армянского диалога.

Пока Турция и Армения спешат воспользоваться шансом, предоставленным «футбольной дипломатией». 14 октября должен состояться последний матч двух сборных в рамках отборочного цикла чемпионата мира 2010 года. Следующий шанс может представиться еще не скоро. И, полагаю, что очередной раунд обменов визитами, если он все же состоится, уже вряд ли будет связан с футболом. А более подходящего коммуникатора, чем футбол, сегодня вряд ли отыщешь.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала