МОСКВА, 4 сен - РИА Новости. Научная экспедиция "Миры" на Байкале" завершилась, из запланированных в рамках научной программы 70 погружений совершено 69, сообщил в пятницу РИА Новости по телефону руководитель экспедиции Артур Чилингаров.
"Я решил не рисковать и принял решение о завершении экспедиции" после 69 погружений из-за поломки на одном из батискафов, пояснил он. Кроме того, по его словам, в районе проведения исследований штормит.
Ранее один из участников экспедиции Владимир Груздев сообщил РИА Новости, что на одном из аппаратов "Мир" вышла из строя гидравлика рулевого управления.
Экспедиция в составе Артура Чилингарова, Владимира Груздева и Анатолия Сагалевича планировала совершить погружение в пятницу утром.
Чилингаров также отметил, что "если будет понимание со стороны РАН и общественности в необходимости продолжения исследования Байкала, то в июне 2010 года экспедиция может продолжить работу".
Как сообщил РИА Новости по телефону Роман Афонин, исполнительный директор фонда содействия сохранению Байкала, "Мир-1" и "Мир-2" не смогли в пятницу провести погружения из-за сильного ветра - до 17 метров в секунду - и большой волны.
Научно-исследовательская экспедиция "Миры" на Байкале" началась в 2008 году. В течение лета российские глубоководные аппараты "Мир-1" и "Мир-2" исследовали озеро в поисках новых видов флоры и фауны, а также опустились в самое глубокое место Байкала - оно расположено в центральной части озера, около острова Ольхон, глубина там более 1,6 тысячи метров.
В начале лета 2009 года экспедиция работала сначала в южной части озера, а в начале августа - на его северной оконечности, где были обнаружены газогидраты - кристаллические соединения, образующиеся из метана и воды, которые ученые считают "топливом будущего".
В конце августа экспедиция вернулась на юг Байкала, где при погружении "Миры" обнаружили остатки вагонов железнодорожного состава, предположительно, времен Гражданской войны. В начале XX века по льду Байкала укладывался рельсовый путь, поэтому не исключено, что находящиеся на дне озера вагоны провалились под лед. Участники экспедиции предполагают, что вагоны каким-то образом связаны с отступлением "белого" генерала Колчака во время Гражданской войны.
Как сообщил ранее Груздев, планируется тщательно исследовать дно и найти доказательства, что обнаруженные вагоны имеют отношение к историческому периоду Гражданской войны. "Если повезет, найдем, наконец, золото Колчака. Это было бы красивым финалом долгой и трудоемкой научной работы, проведенной на Байкале", - добавил он.
В 1914-1917 годах около трети золотого запаса царской России было отослано на временное хранение в Англию и Канаду, а примерно половина была вывезена в Казань. Часть золотого запаса Российской Империи, хранившаяся в Казани (более 500 тонн), была захвачена 7 августа 1918 года войсками Народной армии под командованием Генерального штаба полковника Каппеля и поступила в распоряжение правительства Колчака.