МОСКВА, 4 сен - РИА Новости. Авиаперевозчик "КД авиа", приостанавливающий свою деятельность из-за многомиллиардных долгов, инициировал процедуру банкротства и с 14 сентября больше не будет летать, уже купивших билеты пассажиров по договоренности с Росавиацией перевезут другие компании.
Губернатор Калининградской области Георгий Боос обвинил в случившемся неэффективную деятельность прежнего руководства. По его словам, проект авиаперевозчика был "блестящим", и государство сделало все, чтобы его спасти, но прежние менеджеры не приняли даже самых необходимых мер. Теперь Росавиация с 14 сентября аннулирует сертификат эксплуатанта "КД авиа", а пассажирам рекомендовано сдать билеты.
Пока же "КД авиа", являющаяся основным авиаперевозчиком в Калининградской области, выполняет ежедневные полеты в десятки городов России и Европы. В 2008 году компания перевезла 1,37 миллиона пассажиров (рост в 2,1 раза по сравнению с 2007 годом), став девятой в России по объему перевозок. В текущем году ситуация уже не выглядела столь оптимистично - по итогам января-июля перевозки "КД авиа" сократились в 1,6 раза и составили 464 тысячи пассажиров, что соответствует лишь 15-му месту среди российских авиакомпаний.
"КД авиа" все же обанкротят
Арбитражный суд Калининградской области принял к производству дело о банкротстве ОАО "КД авиа", сообщил в пятницу РИА Новости официальный представитель суда. По его словам, компания сама инициировала эту процедуру из-за долгов на сумму более 11,72 миллиарда рублей.
Пресс-секретарь калининградского авиаперевозчика Елена Пеньковая подтвердила РИА Новости информацию об инициации процедуры банкротства.
Кроме того, в пятницу стало известно, что с 14 сентября Росавиация аннулирует сертификат эксплуатанта "КД авиа" в связи с ухудшением основных финансово-экономических показателей деятельности. В начале текущей недели компания сама уведомила агентство о приостановке своей деятельности из-за долгов, сообщил представитель Росавиации.
С 1 сентября "КД авиа" приостановила продажу билетов на свои рейсы, кнопка "купить авиабилет" не работает и на ее сайте.
В Росавиации сообщили, что проблемы у "КД авиа" возникли из-за накопившихся долгов перед лизингодателями, топливозаправочными фирмами, службами аэронавигации и аэропортами России и Европы. Федеральное агентство порекомендовало пассажирам сдавать билеты на рейсы компании.
Оставшихся пассажиров с билетами "проблемного" перевозчика доставят другие авиаперевозчики, с которыми Росавиация ранее заключила соответствующие договоры.
Ведомство заблаговременно предупредило компанию об аннулировании сертификата, чтобы она могла проинформировать об этом пассажиров, персонал и агентства по продаже билетов.
Омск терпеть не стал
По словам пресс-секретаря "КД авиа", авиакомпания выполняет рейсы в штатном режиме и делает все, чтобы пассажиры не испытали неудобств.
Аэропорты пока не объявляли в массовом порядке об отмене рейсов перевозчика.
Однако Омский аэропорт, насчитавший на 4 сентября 2009 года за "КД авиа" 48 миллионов рублей долга, в пятницу задержал рейс Омск-Калининград почти на восемь часов. К 14.30 мск самолет выпустили, но аэропорт объявил, что оставляет за собой право прекратить обслуживание рейсов компании-должника в любой момент.
В среду рейс "КД авиа" из Омска в Калининград был отложен более чем на десять часов. По достигнутой после этого договоренности авиакомпания должна была перечислить Омскому аэропорту в течение двух дней 6 миллионов рублей, а также предоставить дальнейший график погашения задолженности, но эти условия не были выполнены, сообщают в пресс-службе аэропорта.
В Омском аэропорту создан оперативный штаб по доставке пассажиров рейсами других авиакомпаний. Представители аэропорта призвали пассажиров сдавать билеты, но, по словам представителя "КД авиа" в Омске, в массовом порядке этого пока не происходит.
Долги возникли не вчера
Финансовые проблемы у авиакомпании возникли не вчера - еще в конце 2008 года и в начале 2009 года она заявляла о возможной приостановке своей деятельности из-за долгов.
В апреле из-за высокой задолженности перед лизинговыми компаниями (перевозчик взял в долг 17 "Боингов-737-300") она задержала на сутки ряд рейсов за рубеж. По оценкам Росавиации, долг авиакомпании превышал 10 миллиардов рублей.
"КД авиа" также имеет задолженность по зарплате перед сотрудниками, с января достигшую более 240 миллионов рублей.
Все дело в неэффективном менеджементе
Губернатор Калининградской области Георгий Боос возложил ответственность за ситуацию с "КД авиа" на прежнее руководство компании. По его мнению, управление осуществлялось крайне неэффективно, не было сделано самого необходимого.
Пытаясь спасти перевозчика, власти на федеральном уровне предоставили ему помощь в размере 4 миллиардов рублей для внесения в уставный капитал, напомнил губернатор. Администрация Калининградской области обязалась предоставить "КД авиа" бюджетные гарантии для погашения долгов по зарплате.
Но для получения субсидии компания должна была выполнить необходимые условия - разделить аэропорт и авиаперевозки на две самостоятельные компании, напомнил Боос. Разделения так и не произошло, хотя остальные российские авиаперевозчики уже решили этот вопрос.
При этом калининградский губернатор отметил, что сам проект авиакомпании был "блестящим". По его мнению, она имела все возможности работать и развиваться, повышать инвестиционную привлекательность.
К новому акционеру - банку "Санкт-Петербург" - трудно предъявлять претензии, поскольку он появился слишком поздно, теперь проблему придется решать кредиторам и правоохранительным органам, резюмировал Боос.